Тульский краеведческий альманах для исторической науки и историко-краеведческого образования в России


О важности Альманаха для социокультурной жизни Тульского региона (при малом тираже, но при наличии электронной версии ), для профессиональных историков и краеведов писалось не раз. Однако, как показывает практика, о роли и перспективах нашего издания надо говорить чаще и больше, объяснять его необходимость и значимость не только для региона, но и для страны.
За последние три года не только возрос интерес к отечественной истории в целом и региональной в частности – важность их изучения признана на государственном уровне и закреплена в ряде документов, являющихся основополагающими для образовательных учреждений различного ранга. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте записано: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; 2) осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 3) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества», а в Примерной основной образовательной программе основного общего образования сказано: «Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета “История”. Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи» (2 ).
В высших учебных заведениях на всех направлениях подготовки (от инженера до врача) обязательным является изучение курса истории в течение семестра. Однако подобное требование к изучению истории своего региона в ФГОС отсутствует, и только по решению самих университетов такая дисциплина может быть включена в учебный план. Долгие годы курс исторического краеведения был обязательным на исторических факультетах университетов, в ряде учебных заведений его вводили по решению руководства, понимающего важность освоения дисциплины для воспитания гражданина, а не только подготовки специалиста по профессии. У истоков разработки и преподавания исторического краеведения стояли выдающиеся историки Тульского региона – В. Н. Ашурков, В. И. Боть; в разные годы его преподавали Л. П. Фролова, Г. П. Присенко, И. Н. Юркин, литературное краеведение – Н. А. Милонов. В настоящее время на всех факультетах Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, осуществляющих подготовку будущих учителей, введен курс «Историко-культурная региона- листика в профессиональной деятельности». В рамках подготовки Программы социально-экономического развития Тульской области до 2021 г. эксперты, работающие в группах «Среднее специальное и вузовское образование» (руководители – ректоры Тульского государственного университета М. В. Грязев и Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толсто- го В. А. Панин) и «Сохранение наследия и развития туризма» (руководитель Центра региональных исторических исследований Е. В. Симонова и заведующий кафедрой туризма И. Ю. Пономарева), отметили необходимость изучения курса исторической регионалистики студентами всех гуманитарных направлений подготовки в тульских университетах. Знание истории родного края, вписанной в курс российской истории, необходимо как школьникам и студентам для общего развития, так и молодым специалистам в профессиональной деятельности – учителям, экскурсоводам, туроператорам, сотрудникам музеев и архивов, молодым ученым. 
Чтобы реализовать поставленные в документах задачи, необходимо исследовать, систематизировать и подготовить учебную, методическую литературу, издавать больше сборников документов и хрестоматий. В настоящее время тульским школьникам предлагается воспользоваться, по сути, тремя учебно-методическими пособиями , которые являются единственными систематизирующими региональную историю изданиями и учитывающими как специфику учебного курса истории России, так и возрастные особенности учащихся. Студенты работают с учебно-методическими пособиями в соответствии со спецификой направления подготовки . За последние годы увидели свет сборники документов, подготовленные к печати профессионалами – сотрудниками тульских музеев и архива. В первую очередь речь идет о документах, посвященных Великой Отечественной войне (на сайте ГУ ГАТО они представлены в электронном виде), однако следует признать крайнюю недостаточность подобных изданий. В связи с этим усиливается значимость научно-методического обеспечения школьных учебных курсов (в соответствии со структурой изучения российской истории в 6–11-х классах), вузовских дисциплин с учетом специфики направлений подготовки, исследований истории России по региональным материалам и создания на их основе научно-популярной историко-регионоведческой и краеведческой литературы, справочников и энциклопедий. 
Тульский краеведческий альманах по-своему вносит свою лепту в восполнение подобных лакун. Принятая изначально линия на издание статей, ранее не публиковавшихся и представляющих обоснованные источниками материалы о выдающихся туляках, значимых для региона событиях, позволяет учителям и учащимся расширить кругозор, использовать материал в рамках учебно-исследовательской деятельности. Популярность альманаха за пределами региона позволила получить материалы о тульской истории от авторов из других регионов страны и из-за рубежа, тем самым пополнить наши знания за счет привлечения отсутствующих в Туле источников. Длительное сотрудничество с авторами, регулярно публикующими результаты своих изысканий на страницах Альманаха, создало условия для реализации ряда издательских просветительских проектов (7) . 
Тульский краеведческий альманах становится школой для молодых тульских исследователей, статьи которых проходят научную экспертизу редколлегии и представлены научно-краеведческому сообществу региона. В разные годы на страницах издания были опубликованы материалы научных работ студентов и аспирантов тульских университетов, впоследствии защитивших кандидатские диссертации и получивших ученые степени кандидатов исторических наук (П. В. Понарин, Н. В. Сенина, А. В. Ключарева, Ю. Ф. Смирнов, А. В. Макутчев, Е. В. Якубсон, Е. Е. Бурцева, Е. И. Краюшкина), кандидатов юридических наук (Т. Н. Гущина). Продолжая традицию, заложенную еще краеведами XIX в., Альманах сочетает в себе академичность и популярность. Малый тираж в современных условиях не является препятствием для широкого распространения материалов – публикация статей в открытом доступе в сети Интернет, размещение в Научной электронной библиотеке и индексация в Российском индексе научного цитирования помогают находить единомышленников в научной среде и среди увлеченных историей российской провинции в самых разных аспектах специалистов и любителей, открывают перспективы подготовки совместных проектов, возможности обмена идеями и поиска вдохновения на интересные и актуальные исторические темы региональных изысканий. 
В настоящее время внимание исследователей по истории региона в основном связано с имперским, а также советским довоенным периодами . В поле зрения молодых исследователей и их научных руководителей находятся проблемы социально-экономической, социокультурной и политической истории. Работая в архивах, вводя в оборот ранее не опубликованные источники, исследователи не только развивают научное знание по определенной проблематике, но и уточняют, систематизируют, знакомят с интересными фактами истории края, что в свою очередь расширяет рамки практического использования научных текстов – для разработки культурно-просветительских проектов, экскурсий, турпродуктов. 
Таким образом, Альманах на сегодняшний день стал центром, объединяющим как ученых, так и исследователей – любителей истории родного края, свое- образной школой достоверного исторического знания, выполняя важную миссию – поддерживать уровень регионоведческо-краеведческого изучения истории России, заданного предшественниками. Каковы перспективы нашего издания? Хотелось бы расширить круг единомышленников (в этом могут помочь тульские отделения Российского исторического, Российского военно-исторического и Русского географического общества), спектр тематики статей (особенно по истории Тулы во второй половине ХХ и начале XXI в., устной истории современников), а при увеличении финансовой поддержки возможно готовить приложения. 
Альманах существует и развивается в определенной социокультурной среде. Важно, чтобы она подпитывалась увлеченными кадрами – исследователями региональной истории. Безусловно, Альманах – одно из условий появления таких исследователей и поддержки их увлеченности. Стержнем же является целенаправленная политика органов власти в сфере образования и науки, направленная на воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю и подготовку молодых ученых-исследователей тульской истории, а также поддержка проектов по расширению доступа к источникам – созданию цифровых коллекций и электронных библиотек документов и оригинальной краеведческой литературы из фондов областного архива и научной библиотеки.


Примечания

1. Статьи, опубликованные в альманахе, размещаются в сети Интернет на сайте https://tulalmanac.blogspot.ru/
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: [В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. Федерального учебно-методического объединения по общему образованию] [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образование и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnayaprogramma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 08.02.2016).
3. Программа социально-экономического развития Тульской области до 2021 года. URL: http://71.tularegion.ru/page203170.html (дата обращения: 23.02.2016).
4. Пеньков В. В. История Тульской области: Пособие по краеведению для учащихся. Тула: Пересвет, 2006.; Пеньков В. В. История Тульской области. Двадцатый век: Пособие по краеведению для учащихся. Тула: Пересвет, 2004; Семушкин С. Н. История тульского края: Учеб. пособие для начальной и средней школы. Тула: Приок. кн. изд-во, 2007.
5. Юркин И. Н. Отечественная история (региональная составляющая): Учеб. пособие для вузов / И. Н. Юркин. Тула: ТулГУ, 2002; Симонова Е. В. История Тульского края: Учеб.-метод. пособие. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012.
6. Тульский край в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Т. 1. 1942 год. Тула, 2012; Т. 2. 1943 год. Тула, 2013.
7. Тульские губернаторы / И. Ю. Парамонова, С. В. Краюшкина, Н. Н. Кириленко [и др.]; Ред. Ю. В. Иванова; Науч. ред. Е. В. Симонова. Тула: ООО «Слайд-медиа», 2013.; Летопись тульского предпринимательства: Кол. моногр. / Ред. Ю. В. Иванова; Науч. ред. Е. В. Симонова. Тула: Гриф, 2016.
8. Речь идет о научных работах молодых ученых, прошедших экспертизу научного со- общества в диссертационных советах.
9. В перечень включены диссертации, авторы которых публиковали свои статьи в «Тульском краеведческом альманахе».

Библиографическая ссылка:
Симонова Е. В.Тульский краеведческий альманах для исторической науки и историко-краеведческого образования в России /Е. В. Симонова // Тульский краеведческий альманах. 2016. Вып. 14. С. 4-8.

Копию публикации можно скачать в научной электронной библиотеке eLibrary.ru

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100