Летом 2012 года туляки Марина Алехина, Егор Пронин и Сергей Цепляев создали проект «Тула. Легенды и факты». В рамках проекта снимаются не- большие ролики, рассказывающие о Туле, ее улицах, памятниках, площадях, мемориалах, известных уроженцах города и происходивших в далеком и не- давнем прошлом событиях. Готовые видеоролики размещаются в Интернете на канале Tulagorod в YouTube и в сообществе «Тула. Легенды и факты» (Tulagide), в социальных сетях Facebook, Вконтакте и Twitter.
Целевая аудитория проекта – иногородние туристы, задача видеороликов – показать, что город Тула имеет массу красивых, любопытных и загадочных мест, заслуживающих внимания путешественников. Чтобы поездка получилась еще интереснее, Егор и Сергей предлагают свои услуги в качестве частных гидов.
За три года на YouTube опубликовано почти 400 видео, количество просмотров которых достигло 80 тысяч. Безусловно, видео попадают в поле зрение пользователей Интернета, которых авторы определили своей «целевой аудиторией».
Однако оценить эффективность проекта для этой публики практически невозможно. Туристический поток год от года увеличивается, но мотивации посещения тульских достопримечательностей настолько разнообразны, что выявить тех, кого вдохновил на поездку просмотр видеоролика в Сети,– задача невыполнимая.
Об успешности проекта свидетельствует сложившееся сообщество подписчиков страниц в социальных сетях. Это и туристы, неоднократно побывавшие в Туле и стремящиеся продолжить свое знакомство с городом, и земляки, жившие когда-либо в Тульской области, и те, кто знает о Туле по рассказам родственников и фотографиям из семейных архивов. Самая активная часть интересующихся проектом – туляки и жители области. Для них проект – возможность узнать новое, взглянуть на известные места в неожиданном ракурсе, а также повод обсудить проблемы в сохранении и изучении исторического наследия и поделиться собственными находками и открытиями. На сегодняшний день самая многочисленная группа подписчиков сложилась в Facebook – более 5,5 тысячи человек. В социальной сети Вконтакте за новостями проекта следят чуть меньше 1,5 тысяч подписчиков. В Twitter проект имеет 370 «фолловеров». С 2016 года используется также приложение Periscope TV, с помощью которого ведется трансляция видео в режиме настоящего времени с камеры портативного прибора.
Создание видео – процесс сложный, так как съемки проходят не в студии, а «на натуре». Приходится много колесить по Туле, забираясь порой в самые дальние уголки. Авторы проекта не стремятся освоить профессиональную съемку и монтаж видео. Работают с техникой и программным обеспечением, доступными каждому. Что не является недостатком проекта – любительское видео воспринимается как непосредственное адресное обращение авторов к каждому зрителю. Нередко в видеоролике присутствует не только гид – тот, кто рассказывает и показывает, но и его партнеры (за кадром, иногда и в кадре), к которым ведущий обращается с репликами и вопросами, пикируется и шутит. Съемка, безусловно, тщательно готовится – выбирается сюжет, разрабатывается план, продумывается текст. Но каждый видеоролик в итоге наполнен экспромтами и импровизациями, которые диктуют и ситуация, и погода, и настроение.
Хорошее чувство юмора, тесные дружеские отношения в команде, личные воспоминания и истории значимы не меньше, чем обширное знание материала, – все это в совокупности делает проект неформальным и увлекательным.
Кроме того, со временем у авторов проекта сложился свой стиль и распределились роли: Егор Пронин взял на себя подбор интересных фактов и общей информации о городе, Сергей Цепляев сосредоточился на легендах Тулы и области, а Марина Алехина взяла на себя ключевую и самую сложную роль режиссера, оператора и монтажера в одном лице.
Первые сюжеты были посвящены исключительно Туле.
Искали в книгах, статьях, Интернете информацию и интересные факты из истории различных объектов и мест в городе, памятников, мемориалов, улиц и зданий, о людях, которые так или иначе были связаны с городом. Так начали появляться выпуски «Тула. Есть легенда» (видеоролики до 3 мин.), о городских объектах и фактах, как известных, так и ушедших из памяти горожан. Например, вряд ли кто-то помнит, что первый матч в истории футбольного поля стадиона «Арсенал» был сыграл с командой из Сирии, а в первоначальном проекте мемориала на площади Победы было пять штыков.
Серия «Тула: день за днем» (первоначальное название «Тула: день в истории») рассказывает о том, что произошло в Туле, о чем писали газеты в этот день в разные годы (короткие сюжеты не более 1 мин.) Это и значимые исторические события (прибытие в Тулу 1 июня 1605 года Лжедмитрия), и курьезные происшествия (появление быка 20 июня 1913 года в торговом заведении Глаголевых на ул. Пятницкой).
Более продолжительные по времени – тематические видеоролики. Например, в сюжете-рейтинге «Удивительные улицы Тулы» мы можем узнать о десяти улицах: первая улица города, ныне не существующая,– Большая Кремлевская; самая героическая – улица генерала Волнянского; проспект Ленина С. Цепляев отмечает как улицу, название которой чаще всего (5 раз) менялось; улица Красноворотская, на которой, судя по документам, находится недавно возведенный мемориал «Героическим защитникам неба», обозначена в сюжете как улица-призрак, так как на городской карте ее не существует; самая короткая улица города протяженностью не более 200 м, на которой расположено не более 10 домов, так и называется – Короткая. Первое место в рейтинге авторы отдали улице МОПРа как улице с самым необычным на- званием – в нем используется аббревиатура Международной организации по- мощи борцам революции, существовавшей в 20–30-е годы XX века.
Съемки ведутся круглый год, невзирая на погодные условия. В студеный февральский день 2013 года участники проекта устроили по улицам Тулы «погоню» за отступающей с течением веков границей Тулы, снимая сюжет на бывших окраинах, давно ушедших вглубь города.
Авторы проекта, как опытные гиды, помнят и о том, что город интересен в своей динамике. Поэтому, например, один из сюжетов был посвящен самому известному тульскому долгострою – зданию театра кукол на улице Советской – и стал видеофиксацией процесса сноса этой городской «достопримечательности».
Видео «Просто Тула» посвящено главным ассоциациям, которые связывают туристы с городом: «джентельменская триада» для туляков – оружие, пряник, самовар. Но мало кто знает, что Тула также родина русской металлургии, советского мотоцикла и советского трамвая как средства передвижения.
Первые выезды за черту города были связаны с изысканиями Сергея Цепляева о легендах, которые туляки передавали из поколения в поколение. Например, что река Солова и ее окрестности, некогда служили убежищем Соловью-разбойнику, а сам город Тула получил название в честь золотоордынской ханши. В сюжете «Мистические места Тулы и Тульской области» авторы показали не только городские мистические объекты – бывший дом Лугининых (современный 1-й учебный корпус ТГПУ им. Л. Н. Толстого), известный своими привидениями, и набережную Дрейера – набережную реки Упы, где якобы пролегает временной разлом. Зрителям также было предложено проследовать на Лысую гору в Алексинском районе, которую «облюбовали» ведьмы и инопланетные существа, Ишутинское городище и Конь-камень в Ефремовском районе.
Несмотря на то что областной центр имеет многовековую историю, по про- шествии двух лет авторам проекта захотелось расширить географию проекта и выезжать за город для съемок полноценных роликов продолжительностью до 30 минут. Так появилась серия видеосюжетов с необычным названием «Вникудень» и столь же необычным сценарием. Однажды летом 2014 года Егор Пронин и Марина Алехина оказались в Кимовском районе Тульской области и во время вечерней прогулки вдруг обнаружили асфальтированную дорожку, ведущую в чисто поле. Не к какому-либо строению или населенному пункту, а просто в никуда. Егор демонстративно сделал шаг с дороги и заявил: «Вот я и во “вникудени”». Так родилось название, о котором вспомнили только год спустя.
Собственно «Вникудень» родилась летом 2015 года. Было решено случайным образом выбрать точку координат на карте Тульской области, потом отправиться туда на машине и посмотреть, что интересного встретится по дороге и в самой «вникудени».
Координаты конечного пункта каждой поездки выбираются максимально точно, с градусами, минутами и секундами широты и долготы, но случайно: цифры координат определяются с помощью колоды карт, бочонков от игры в лото, гирлянды бумажных сердечек (в день св. Валентина), воздушных шаров (в День космонавтики). Весь процесс подбора координат снимается на камеру и демонстрируется в начале сюжета, чтобы никто не заподозрил, что поездка спланирована заранее. Съемка ведется на протяжении всего пути из окна автомобиля или с помощью видеорегистратора. В дороге могут быть остановки, если команде проекта по пути попадаются интересные на их взгляд объекты. Е. Пронин ведет обзорную экскурсию по Туле. У макета исторического центра Тулы 1913 г., установленного на ул. Советской. Июнь 2016 г.
За десять месяцев снято тринадцать «Вникуденей», которые были выложены в Интернет для всеобщего ознакомления. Понимая, что если заснять просто путешествие из окна машины, это не вызовет особого интереса, для каждого выпуска его создатели заранее решали, чем именно заниматься по приезде. Если по дороге встречался районный центр или чем-либо примечательные населенный пункт или объект, о них мог сниматься отдельный сюжет. Так были сняты сюжеты в серии «Старинные города Тульского края» о Крапивне (Щекинский район) и экопасеке (Заокский район). Часть сюжетов снималась спонтанно, по принципу «есть свободный день, поедем “вникудень”».
Часть приурочивалась к каким-либо датам или праздникам (Хэллоуин, Новый год, День св. Валентина, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики). К последней категории видео программа подбиралась по прибытии. Например, самодельный «запуск ракеты» к 12 апреля в Каменском районе или украшение елей огромными самодельными новогодними игрушками в канун Нового года в Чернском районе.
«Вникудень № 3» завела авторов в Ефремовский район, и камера раскрыла перед зрителями целую панораму тульских малых населенных пунктов. Выпуск так и назвали в итоге: «Энциклопедия тульских сел». В пути встретились такие названия, как Еловая, Сергиевское, Улановский, Большие Калмыки, Быковка и другие. И о каждом селе Сергей Цепляев, не отвлекаясь от вождения, рассказывал какую-либо интересную историю.
Социальные сети в проекте – не только возможность публикации отснято- го материала и площадка для общения. На странице проекта регулярно появляются интересные информационные материалы. Например, авторы сделали целую серию сообщений о городах-побратимах Тулы, которых, как оказалось, немало: Кутаиси — город в западной Грузии, Филлинген-Швеннинген – районный центр на юго-западе Германии; Банска-Бистрица – город в центральной Словакии, центр Банскобистрицкого края; Барранкилья – индустриальный, портовый город и муниципалитет, расположенный на севере Колумбии; Валбжих – город в Польше, один из важнейших центров в Нижнесилезском воеводстве, районный центр Валбжихского повята; Олбани – город на северо-востоке США, столица штата Нью-Йорк и округа Олбани; Могилев – го- род на востоке Белоруссии, административный центр Могилевской области и Могилевского района; Керчь – город в Восточном Крыму на берегу Керченского пролива.
На страницах социальных сетей можно найти информацию и о малоизвестных природных объектах. Один из них – озеро, расположенное примерно в 3 км к югу от поселка Скуратовский-Южный, вблизи пионерского лагеря «Факел» и деревни Фалдино, где осенней ночью 1981 года образовался карстовый провал. Как сообщают авторы, он стал самым впечатляющим карстовым провалом на территории Тульской области за последние 100 лет. Его первоначальные размеры: воронка эллипсовидной формы с размерами большой оси 65 м и малой оси 55 м с отвесными стенами и глубиной около 60 м. Обвал сопровождался страшным грохотом и локальным землетрясением до 4 баллов. В дальнейшем борта воронки тоже обрушились. На второй день провал начал заполняться водой. Исследования показали, что в районе Скуратовского поселка немало объемных пустот в подпочвенных грунтах. Все дело в том, что в этих местах на глубине около 100 метров часто встречаются залежи гипса, который постепенно вымывается подземными водами, в результате чего Þобразуются полости. Участь таких образований всегда одна и та же – рано или поздно возникнет карстовый провал. Установить точное время возможной катастрофы невозможно. Она может случиться завтра, может через год, а может и через 300 лет. Сегодня Фалдинский провал превратился в глубокое и весьма живописное озеро абсолютно круглой формы. Сюда не рекомендуется подъезжать на машине, но люди все равно это делают на свой страх и риск.
«Тула. Легенды и факты» – проект уникальный в не слишком разнообразном и активном тульском краеведческом сетевом сегменте, что, с одной стороны, удивляет, так как авторы проекта не придумали, казалось бы, ни- чего особенного. Сообщества в социальных сетях и видеоблоги – доступные и наиболее популярные в наше время технологии продвижения информации, коммуникации и рекламы услуг. Но по каким-то причинам и музеи, тес- но связанные с туристической сферой, и библиотеки, обладающие обширной краеведческой информацией, до сих пор лишком слабо их используют. Не заинтересованы пока в социальных информационно-познавательных проектах и коммерческие туристические компании и фирмы по организации отдыха. С другой стороны, очевидно, что доступные технологии – это лишь инструмент, которым нужно воспользоваться. Успешность проекта прежде всего за- висит от творческой составляющей. Немаловажны также системность действий и комплексные решения. Создатели проекта «Тула. Легенды и факты», безусловно, это понимают, делая полезное и интересное дело.
Библиографическая ссылка:
Иванова Ю.В. Виртуальный тур «Тула. Легенды и факты» (по материалам проекта) / Ю.В. Иванова // Тульский краеведческий альманах.- 2016. - Вып. 13. - С. 167-172.
Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru
Целевая аудитория проекта – иногородние туристы, задача видеороликов – показать, что город Тула имеет массу красивых, любопытных и загадочных мест, заслуживающих внимания путешественников. Чтобы поездка получилась еще интереснее, Егор и Сергей предлагают свои услуги в качестве частных гидов.
За три года на YouTube опубликовано почти 400 видео, количество просмотров которых достигло 80 тысяч. Безусловно, видео попадают в поле зрение пользователей Интернета, которых авторы определили своей «целевой аудиторией».
Однако оценить эффективность проекта для этой публики практически невозможно. Туристический поток год от года увеличивается, но мотивации посещения тульских достопримечательностей настолько разнообразны, что выявить тех, кого вдохновил на поездку просмотр видеоролика в Сети,– задача невыполнимая.
Об успешности проекта свидетельствует сложившееся сообщество подписчиков страниц в социальных сетях. Это и туристы, неоднократно побывавшие в Туле и стремящиеся продолжить свое знакомство с городом, и земляки, жившие когда-либо в Тульской области, и те, кто знает о Туле по рассказам родственников и фотографиям из семейных архивов. Самая активная часть интересующихся проектом – туляки и жители области. Для них проект – возможность узнать новое, взглянуть на известные места в неожиданном ракурсе, а также повод обсудить проблемы в сохранении и изучении исторического наследия и поделиться собственными находками и открытиями. На сегодняшний день самая многочисленная группа подписчиков сложилась в Facebook – более 5,5 тысячи человек. В социальной сети Вконтакте за новостями проекта следят чуть меньше 1,5 тысяч подписчиков. В Twitter проект имеет 370 «фолловеров». С 2016 года используется также приложение Periscope TV, с помощью которого ведется трансляция видео в режиме настоящего времени с камеры портативного прибора.
Создание видео – процесс сложный, так как съемки проходят не в студии, а «на натуре». Приходится много колесить по Туле, забираясь порой в самые дальние уголки. Авторы проекта не стремятся освоить профессиональную съемку и монтаж видео. Работают с техникой и программным обеспечением, доступными каждому. Что не является недостатком проекта – любительское видео воспринимается как непосредственное адресное обращение авторов к каждому зрителю. Нередко в видеоролике присутствует не только гид – тот, кто рассказывает и показывает, но и его партнеры (за кадром, иногда и в кадре), к которым ведущий обращается с репликами и вопросами, пикируется и шутит. Съемка, безусловно, тщательно готовится – выбирается сюжет, разрабатывается план, продумывается текст. Но каждый видеоролик в итоге наполнен экспромтами и импровизациями, которые диктуют и ситуация, и погода, и настроение.
Хорошее чувство юмора, тесные дружеские отношения в команде, личные воспоминания и истории значимы не меньше, чем обширное знание материала, – все это в совокупности делает проект неформальным и увлекательным.
Кроме того, со временем у авторов проекта сложился свой стиль и распределились роли: Егор Пронин взял на себя подбор интересных фактов и общей информации о городе, Сергей Цепляев сосредоточился на легендах Тулы и области, а Марина Алехина взяла на себя ключевую и самую сложную роль режиссера, оператора и монтажера в одном лице.
Первые сюжеты были посвящены исключительно Туле.
Искали в книгах, статьях, Интернете информацию и интересные факты из истории различных объектов и мест в городе, памятников, мемориалов, улиц и зданий, о людях, которые так или иначе были связаны с городом. Так начали появляться выпуски «Тула. Есть легенда» (видеоролики до 3 мин.), о городских объектах и фактах, как известных, так и ушедших из памяти горожан. Например, вряд ли кто-то помнит, что первый матч в истории футбольного поля стадиона «Арсенал» был сыграл с командой из Сирии, а в первоначальном проекте мемориала на площади Победы было пять штыков.
Серия «Тула: день за днем» (первоначальное название «Тула: день в истории») рассказывает о том, что произошло в Туле, о чем писали газеты в этот день в разные годы (короткие сюжеты не более 1 мин.) Это и значимые исторические события (прибытие в Тулу 1 июня 1605 года Лжедмитрия), и курьезные происшествия (появление быка 20 июня 1913 года в торговом заведении Глаголевых на ул. Пятницкой).
Более продолжительные по времени – тематические видеоролики. Например, в сюжете-рейтинге «Удивительные улицы Тулы» мы можем узнать о десяти улицах: первая улица города, ныне не существующая,– Большая Кремлевская; самая героическая – улица генерала Волнянского; проспект Ленина С. Цепляев отмечает как улицу, название которой чаще всего (5 раз) менялось; улица Красноворотская, на которой, судя по документам, находится недавно возведенный мемориал «Героическим защитникам неба», обозначена в сюжете как улица-призрак, так как на городской карте ее не существует; самая короткая улица города протяженностью не более 200 м, на которой расположено не более 10 домов, так и называется – Короткая. Первое место в рейтинге авторы отдали улице МОПРа как улице с самым необычным на- званием – в нем используется аббревиатура Международной организации по- мощи борцам революции, существовавшей в 20–30-е годы XX века.
Съемки ведутся круглый год, невзирая на погодные условия. В студеный февральский день 2013 года участники проекта устроили по улицам Тулы «погоню» за отступающей с течением веков границей Тулы, снимая сюжет на бывших окраинах, давно ушедших вглубь города.
Авторы проекта, как опытные гиды, помнят и о том, что город интересен в своей динамике. Поэтому, например, один из сюжетов был посвящен самому известному тульскому долгострою – зданию театра кукол на улице Советской – и стал видеофиксацией процесса сноса этой городской «достопримечательности».
Видео «Просто Тула» посвящено главным ассоциациям, которые связывают туристы с городом: «джентельменская триада» для туляков – оружие, пряник, самовар. Но мало кто знает, что Тула также родина русской металлургии, советского мотоцикла и советского трамвая как средства передвижения.
Первые выезды за черту города были связаны с изысканиями Сергея Цепляева о легендах, которые туляки передавали из поколения в поколение. Например, что река Солова и ее окрестности, некогда служили убежищем Соловью-разбойнику, а сам город Тула получил название в честь золотоордынской ханши. В сюжете «Мистические места Тулы и Тульской области» авторы показали не только городские мистические объекты – бывший дом Лугининых (современный 1-й учебный корпус ТГПУ им. Л. Н. Толстого), известный своими привидениями, и набережную Дрейера – набережную реки Упы, где якобы пролегает временной разлом. Зрителям также было предложено проследовать на Лысую гору в Алексинском районе, которую «облюбовали» ведьмы и инопланетные существа, Ишутинское городище и Конь-камень в Ефремовском районе.
Несмотря на то что областной центр имеет многовековую историю, по про- шествии двух лет авторам проекта захотелось расширить географию проекта и выезжать за город для съемок полноценных роликов продолжительностью до 30 минут. Так появилась серия видеосюжетов с необычным названием «Вникудень» и столь же необычным сценарием. Однажды летом 2014 года Егор Пронин и Марина Алехина оказались в Кимовском районе Тульской области и во время вечерней прогулки вдруг обнаружили асфальтированную дорожку, ведущую в чисто поле. Не к какому-либо строению или населенному пункту, а просто в никуда. Егор демонстративно сделал шаг с дороги и заявил: «Вот я и во “вникудени”». Так родилось название, о котором вспомнили только год спустя.
Собственно «Вникудень» родилась летом 2015 года. Было решено случайным образом выбрать точку координат на карте Тульской области, потом отправиться туда на машине и посмотреть, что интересного встретится по дороге и в самой «вникудени».
Координаты конечного пункта каждой поездки выбираются максимально точно, с градусами, минутами и секундами широты и долготы, но случайно: цифры координат определяются с помощью колоды карт, бочонков от игры в лото, гирлянды бумажных сердечек (в день св. Валентина), воздушных шаров (в День космонавтики). Весь процесс подбора координат снимается на камеру и демонстрируется в начале сюжета, чтобы никто не заподозрил, что поездка спланирована заранее. Съемка ведется на протяжении всего пути из окна автомобиля или с помощью видеорегистратора. В дороге могут быть остановки, если команде проекта по пути попадаются интересные на их взгляд объекты. Е. Пронин ведет обзорную экскурсию по Туле. У макета исторического центра Тулы 1913 г., установленного на ул. Советской. Июнь 2016 г.
За десять месяцев снято тринадцать «Вникуденей», которые были выложены в Интернет для всеобщего ознакомления. Понимая, что если заснять просто путешествие из окна машины, это не вызовет особого интереса, для каждого выпуска его создатели заранее решали, чем именно заниматься по приезде. Если по дороге встречался районный центр или чем-либо примечательные населенный пункт или объект, о них мог сниматься отдельный сюжет. Так были сняты сюжеты в серии «Старинные города Тульского края» о Крапивне (Щекинский район) и экопасеке (Заокский район). Часть сюжетов снималась спонтанно, по принципу «есть свободный день, поедем “вникудень”».
Часть приурочивалась к каким-либо датам или праздникам (Хэллоуин, Новый год, День св. Валентина, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики). К последней категории видео программа подбиралась по прибытии. Например, самодельный «запуск ракеты» к 12 апреля в Каменском районе или украшение елей огромными самодельными новогодними игрушками в канун Нового года в Чернском районе.
«Вникудень № 3» завела авторов в Ефремовский район, и камера раскрыла перед зрителями целую панораму тульских малых населенных пунктов. Выпуск так и назвали в итоге: «Энциклопедия тульских сел». В пути встретились такие названия, как Еловая, Сергиевское, Улановский, Большие Калмыки, Быковка и другие. И о каждом селе Сергей Цепляев, не отвлекаясь от вождения, рассказывал какую-либо интересную историю.
Социальные сети в проекте – не только возможность публикации отснято- го материала и площадка для общения. На странице проекта регулярно появляются интересные информационные материалы. Например, авторы сделали целую серию сообщений о городах-побратимах Тулы, которых, как оказалось, немало: Кутаиси — город в западной Грузии, Филлинген-Швеннинген – районный центр на юго-западе Германии; Банска-Бистрица – город в центральной Словакии, центр Банскобистрицкого края; Барранкилья – индустриальный, портовый город и муниципалитет, расположенный на севере Колумбии; Валбжих – город в Польше, один из важнейших центров в Нижнесилезском воеводстве, районный центр Валбжихского повята; Олбани – город на северо-востоке США, столица штата Нью-Йорк и округа Олбани; Могилев – го- род на востоке Белоруссии, административный центр Могилевской области и Могилевского района; Керчь – город в Восточном Крыму на берегу Керченского пролива.
На страницах социальных сетей можно найти информацию и о малоизвестных природных объектах. Один из них – озеро, расположенное примерно в 3 км к югу от поселка Скуратовский-Южный, вблизи пионерского лагеря «Факел» и деревни Фалдино, где осенней ночью 1981 года образовался карстовый провал. Как сообщают авторы, он стал самым впечатляющим карстовым провалом на территории Тульской области за последние 100 лет. Его первоначальные размеры: воронка эллипсовидной формы с размерами большой оси 65 м и малой оси 55 м с отвесными стенами и глубиной около 60 м. Обвал сопровождался страшным грохотом и локальным землетрясением до 4 баллов. В дальнейшем борта воронки тоже обрушились. На второй день провал начал заполняться водой. Исследования показали, что в районе Скуратовского поселка немало объемных пустот в подпочвенных грунтах. Все дело в том, что в этих местах на глубине около 100 метров часто встречаются залежи гипса, который постепенно вымывается подземными водами, в результате чего Þобразуются полости. Участь таких образований всегда одна и та же – рано или поздно возникнет карстовый провал. Установить точное время возможной катастрофы невозможно. Она может случиться завтра, может через год, а может и через 300 лет. Сегодня Фалдинский провал превратился в глубокое и весьма живописное озеро абсолютно круглой формы. Сюда не рекомендуется подъезжать на машине, но люди все равно это делают на свой страх и риск.
«Тула. Легенды и факты» – проект уникальный в не слишком разнообразном и активном тульском краеведческом сетевом сегменте, что, с одной стороны, удивляет, так как авторы проекта не придумали, казалось бы, ни- чего особенного. Сообщества в социальных сетях и видеоблоги – доступные и наиболее популярные в наше время технологии продвижения информации, коммуникации и рекламы услуг. Но по каким-то причинам и музеи, тес- но связанные с туристической сферой, и библиотеки, обладающие обширной краеведческой информацией, до сих пор лишком слабо их используют. Не заинтересованы пока в социальных информационно-познавательных проектах и коммерческие туристические компании и фирмы по организации отдыха. С другой стороны, очевидно, что доступные технологии – это лишь инструмент, которым нужно воспользоваться. Успешность проекта прежде всего за- висит от творческой составляющей. Немаловажны также системность действий и комплексные решения. Создатели проекта «Тула. Легенды и факты», безусловно, это понимают, делая полезное и интересное дело.
Библиографическая ссылка:
Иванова Ю.В. Виртуальный тур «Тула. Легенды и факты» (по материалам проекта) / Ю.В. Иванова // Тульский краеведческий альманах.- 2016. - Вып. 13. - С. 167-172.
Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий