История Христорождественской церкви в Чулковской слободе


В Туле сохранились два храма, связанные с именем металлопромышленников Демидовых. Оба возведены в 30-х годах XVIII в. на средства старшего сына тульского кузнеца Никиты Демидова – Акинфия Никитича Демидова.
В Заречье, на правом берегу реки Упы, А.Н. Демидов вместо двух (зимней и летней) деревянных церквей построил каменный Николо-Зарецкий храм в два этажа. В западном помещении церкви расположена фамильная усы- пальница Демидовых, где захоронены представители первых поколений династии. Заречье исторически связано с кузнечным производством: именно здесь в 1595 г. по указу царя Федора Иоанновича произошло расселение кузнецов, в результате чего данное место позже стало называться Кузнецкой, а затем Оружейной слободой, в которой в 1656 г. родился Никита Антюфеев, получивший впоследствии фамилию Демидов. 
Другой район города Тулы, связанный с деятельностью промышленников, носил название Чулково. В XVI в. это было пригородное село Рождественское с деревянной церковью во имя Рождества Христова. Чулковская слобода, если рассматривать информацию Писцовых книг 1627–1629 гг., первоначально была вотчиной господ Чулковых и называлась селом Рождественским по церкви во имя Рождества Христова (данных о месте и времени строительства этой церкви нет). Второе название – «Чулково тож» – село получило по фамилии владельца: известно, что в XVII в. оно принадлежало Федору Даниловичу Чулкову (1) . Здесь в 1694–1695 гг. Никита Демидов строит свою первую металлургическую мануфактуру. Это повлияло на население села, впоследствии слободы, жителями которой преимущественно стали рабочие демидовского завода. Они же были прихожанами единственной деревянной Христорождественской церкви (2) .
С постройкой завода началось постепенное освоение Демидовыми чулковских земель. Здесь была построена каменная усадьба и Христорождественский храм. Сохранившееся до наших дней здание построено в 1732 г., когда старший сын тульского оружейника Никиты Демидова Акинфий Никитич Демидов на могиле своей первой жены возвел каменную церковь (3) . 
Это только одна из версий о строительстве данного храма. В литературе XIX–XX вв. имеется несколько версий на этот счет. Согласно первой, храм построен Никитой Демидовым. Вторая приписывает строительство в 1732 г. его сыну Акинфию. По третьей версии церковь возведена на пожертвования прихожан, а участие Демидовых сводится только к последующей благотворительной деятельности. 
Первую версию считает наиболее вероятной историк Н. Ф. Андреев. В 1853 г. на страницах «Тульских губернских ведомостей» он писал о церкви следующее: «…в 1728 она уже существовала» и «церковь, известную всем в Туле под именем Димитрия Ростовского, строил знаменитый тулянин Никита Демидов...» (4) . 
Священник М. Покровский в газете «Тульские епархиальные ведомости» в 1863 г. опровергает мысль Н. Ф. Андреева, утверждая, что существование старой церкви в 1728 г. не исключает возможности строительства новой в 1732 г. (5) . Версия о строительстве храма Демидовыми основана на содержащейся информации в надписях на паникадиле из этого храма, где указано «Sibir: невьянский завод». Как известно, в 1702 г. Никите Демидову был передан казенный Невьянский завод, которым позднее владел его сын Акинфий. Два идентичных паникадила находились в Николо-Зарецкой церкви в Кузнецкой слободе. Кроме того, сохранился текст надписи на колоколе из Христорождественской церкви, из которого следует, что колокол весом 2506 кг отлит в Москве 20 декабря 1728 г. по приказу вдовы Никиты Демидова Евдокии Федотовны Демидовой для вечного поминовения ее супруга из полученной на Демидовских уральских заводах меди (6) . Еще одним доказательством причастности Демидовых к строительству каменной Христорождественской церкви являются сведения о захоронении при церкви первой жены Акинфия – Авдотьи Тарасовны Коробковой (7). 
Третья версия изложена в труде «Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей», где читаем: «...Храм во имя Рождества Христова, как видно из клировых ведомостей, построен в 1732 г. тщанием прихожан» (8). 
В Государственном архиве Тульской области хранятся метрические книги Христорождественской церкви: общие за 1798–1807, 1817–1829, 1831–1845 гг., о родившихся за 1857–1864 гг., о бракосочетавшихся за 1844–1862 гг., выписки из метрических книг, а также брачные обыски за 1827–1835, 1915–1922 гг. 
Если говорить о приходе храма, то нужно отметить, что в XVII в. он уже существовал. Первоначально его прихожанами были вотчинные крестьяне господ Чулковых. В XVIII столетии в его состав входили крестьяне деревни Комарки помещиков Ивашкина и Мансурова и крестьяне – заводские работники Акинфия Никитича Демидова. В начале XIX в. к приходу причислены крестьяне господина Нарышкина, приписанные к Тульскому оружейному заводу и поселенные близ Чулковской кладбищенской церкви. Посадские обыватели составляли незначительное количество в приходе. До 1864 г. прихожане этой церкви были расселены по разным частям города. В 1864 г. жители Чулковой слободы были разделены между тремя церквями этой слободы: Христорождественской, Донской и кладбищенской Дмитриевской.
Прихожан на тот момент насчитывалось 1390 мужского населения и 1411 – женского. Междунимиимелисьраскольникивколичестве 31 мужчины и 25 женщин. В таблицу о числе прихожан Христорождественской демидовской церкви в 1640–1860 гг. (табл. 1) из жителей Чулковской слободы включены только заводские работники Демидова. Остальные крестьяне не учтены как не принадлежащие к городской слободе. 
В 1739 и 1740 гг. по духовным росписям числится при церкви богадельня с небольшим числом нищих: троих мужчин и одной женщины (9). 
В 1808 г. крестьяне Нарышкина, причисленные к Тульскому оружейному заводу и поселенные рядом с Чулковской кладбищенской церковью, просили преосвященного Амвросия о причислении их в приход этой церкви. Но им было отказано на основании того, что при кладбищенской церкви наличие прихода не полагается. Скорее всего, в это же время они были приписаны к приходу Христорождественской церкви и занимали в Чулковской слободе особую ее часть, отличаясь от прочих оружейников названием Нарышкиных. В числе их имелось много старообрядцев беспоповщицкого поморского толка, какими они были еще до поселения в Чулкове.
Таблица 1. Число прихожан Христорождественской 
демидовской церкви в 1640–1860 гг. (10).

Дошедшее до нашего времени здание церкви, построенное в стиле петровского барокко, неоднократно перестраивалось и расширялось. В 1764 г. прихожане подали прошение, подписей Демидовых в котором не имелось, преподобному епископу Феодосию Коломенскому и Каширскому о дозволении пристроить к церкви Рождества Христова каменный придел во имя святителя Димитрия Ростовского. Грамота на устройство придела была получена в том же году 5 марта. В течение пяти лет на средства прихожан и вкладчиков приходскими строителями велось строительство придела. В прошении 1769 г. об освящении придела подписей от имени Демидовых также не имелось. 7 сентября храм был освящен членом Коломенской консистории иереем Иоанном Романовым. По этому приделу в середине XIX в. могли называть и церковь, а в день памяти Дмитрия Ростовского в нее устраивался торжественный ход из кафедрального Успенского собора. 
Следует отметить, что митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) был лично знаком с Никитой и Акинфием Демидовыми. В 1701 г. Димитрий – в то время митрополит Тобольский и всея Сибири – в Москве, на Сибирском подворье принял прибывших к нему «бить челом» Никиту и Акинфия Демидовых. Заводчики просили благословить их на отъезд в Приуральский край, где по рекам Нейве и Тагилу были найдены богатые залежи железной и медной руды. Митрополит Димитрий одобрил намерения Демидовых, благословив и подарив им когда-то привезенную из Эфеса по инициативе Ефросиньи (Предславы) Полоцкой святую икону с ликом Корсунской (Херсонской) Божией Матери, образ которой был вставлен в деревянную раму. На ней митрополит собственноручно написал следующее посвящение: 
«Никита Демидов благословенный, 
С сыном Якимфом буди во всем умножении! 
О Всесвятая Мати ему сопутница есть буди, 
Сохраняй в дому здрава, на пути присутствуй. 
Архиерей Тобольский молит тя усердно, 
Даруй ему здравие цело и невредно, 
Храни благополучно в премногие лета, 
Избавляй и покрывай от злого навета». 
Изначально Демидовы хранили икону в Невьянском, а затем в Нижнетагильском дворце (11). 
В декабре 1811 г. священнослужители, церковнослужители и прихожане Христорождественской церкви обратились к преосвященному Амвросию с прошением о разрешении постройки еще одного придела по причине увеличения количества прихожан. Разрешение было получено, и в июле 1816 г. 29 с севера был построен и освящен новый придел во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (12). 
В 1821 г. был перестроен обветшавший и находившийся до того момента не в должной симметрии с Борисоглебским приделом придел Димитрия Ростовского. В последующее время производились обновления, не носившие капитального характера. 
Перестройке подверглась также и колокольня Христорождественского храма. Изначально навершие колокольни представляло собой барабан с барочной главкой, подобной главке основного храма, но в 1867 г. оно было перестроено, получив завершение в виде восьмигранника, увенчанного шпилем. В Историко-мемориальном музее Демидовых представлена репродукция акварели 1856 г. тульского художника Р. П. Плакидина, на которой можно увидеть изначальную форму колокольни. 
Из икон храма следует особо отметить образы Рождества Христова, Господа Вседержителя, Тихвинской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и св. Дмитрия Ростовского. 
Последняя, прославившаяся как чудотворная икона, вероятно, относится ко времени построения придела в честь святителя. В домашней записи священника Алексия Гаврилова Никольского, сделанной около 1803 г. при священнике Иродионе Иванове и диаконе, ставшем священником той же церкви, Стефане Исакиеве, сказано, что в этот и последующее годы в Христорождественской церкви было настолько много прихожан из разных сословий, что в помощь двум имеющимся священникам для служения молебнов приходил иеромонах из архиерейского дома. Одно из чудотворений, произошедших от этой иконы, записано со слов очевидцев в упомянутой домашней записи. Произошло исцеление тульского гражданина Николая Осипова Зайчикова, который, по совету оружейника Василия Петрова Боголепова, известного своим подвижническим благочестием, поднял икону к себе в дом, где было совершено всенощное бдение с акафистом Святителю. Во время этой службы Зайчиков почувствовал облегчение от болезни, а затем полностью выздоровел. Это чудо не являлось единичным, поэтому преосвященный Амвросий, как говорит та же запись, видя многие чудеса, установил крестный ход к Христорождественской церкви в день Святителя 21 сентября (13). Две иконы из церкви Рождества Христова сегодня хранятся в фондах ГУК ТО «Объединение “Историко-краеведческий и художественный музей”» – «Воскресение Христово» с 12 праздниками XVIII в. и «Рождество Христово» XVII в. 
Как отмечал в 1863 г. священник М. Покровский, особенного внимания заслуживают богослужебные книги: Евангелие 1800 г., «замечательное по весу серебра и отделке весом 25 фунтов 7 золотников» (около 10,3 кг) и Евангелие в пол-листа 1716 г., вероятно, оставшееся от священной утвари старой церкви. Из напрестольных крестов по описи значатся пять серебряных, один из которых выделяется весом 2 фунта 25 золотников (более 900 г) и отделкой. В целом вес пробного серебра в иконных ризах и церковной утвари составлял «6 пуд. с фунтами» (около 100 кг) (14). 
До наших дней сохранилось несколько ценных богослужебных книг из этого храма – Служба Димитрию, митрополиту Ростовскому 1883 г., Служба и акафист Димитрию Ростовскому 1898 г., Евангелие напрестольное из Христорождественской (Чулковской) церкви 1677 г., Толкование на псалтирь из Христорождественской (Чулковской) церкви XVIII века. 
При Христорождественской церкви с 10 апреля 1790 г. действовало первое в городе домашнее училище церковнослужителя Александра Козьмича Охотникова с одним классом, в котором ежедневно, кроме праздников и воскресных дней, по восемь часов в день проводились занятия. Оплата за обучение букварю составляла 50 копеек, катехизису – 1 рубль, письму и основам арифметики – 2 рубля. В 1793 г. подобные училища работали уже при десяти тульских храмах (15). 
В 1894 г. к западу от храма в небольшом двухэтажном кирпичном доме в русском стиле была открыта церковно-приходская школа, где в конце XIX в. проводились народные чтения по Священной, церковной, гражданской истории и литературе с использованием «теневых картин», которые показывались при помощи «волшебного фонаря». Церковь Рождества Христова в Чулкове стала первым храмом в городе, в котором решили приобрести «волшебный фонарь». После закрытия церковно-приходской школы ее здание отдали под жилье (16).
Улица, на которой находился храм, называлась по его наименованию – Рождественской. В 1923 г. ее переименовали в улицу Карла Маркса. 
До 1727 г. практически нет информации о священниках Христорождественской церкви. В Синодике Предтечева монастыря времени царя Алексея Михайловича записан в сто тринадцатой главе род чулковского священника Матвея. В конце этого рода приписано об иерее Никифоре, возможно, ставшем преемником Матвея при Христорождественской церкви и принадлежавшем к числу прадедов рода чулковских священнослужителей, о которых упоминается в чело- битной священника церкви Ивана Федорова, причем в 1646 г. сказано о двух лавках Рождественского попа Никифора. От этого Никифора до 1727 г. идет единый род, заканчивающийся именем Ивана Саввина. Как следует из перечисления приходских священников Христорождественской церкви, далее там служили их дети или младшие братья, возводимые постепенно с низших степеней церковнослужителей до священства. Можно предположить, что между Никифором и Иваном Саввиным был священник Савва – брат или сын Никифора (17). 
Иван Саввин умер в 1731 г. На его место был поставлен в том же году его сын Федор Иванов, служивший до этого около 20 лет дьяконом. Он, по одобрению прихожан, был определен на служение епископом Коломенским и Каширским Вениамином и служил при Христорождественской церкви до 1747 г. На его место в том же году поступил его сын Иван Федоров, посвященный также епископом Коломенским и Каширским. Он служил с 1747 по 1759 г. и находился за штатом до 1761 г., в котором, предположительно, умер. В 1759 г. во время его служения был открыт второй штат при церкви, и вторым священником стал Григорий Иванов, служивший до 1791 г. На его место был перемещен преосвященным Афанасием из Коломны от Воздвиженской церкви Стефан Федоров. В марте 1812 г. при церкви состояли два священника: Стефан Исакиев Чулковский и Стефан Федоров. В ноябре того же года к ним был присоединен номинально, без участия в исправлении священнослужения и приходских треб третий штатный священник Игнат Иванов Мясновский, присланный из Чулковской Димитриевской кладбищенской церкви, до этого служивший дьяконом в селе Мясном Тульского уезда. При кладбищенских церквях в рассматриваемое время не предполагалось наличие штатного священника, а исправляли служение священники приходских церквей, поэтому Игнат Иванов и значился в штате Чулковской церкви (18). 
В сентябре 1812 г. к Христорождественской церкви был причислен, помимо Стефана Федорова, Стефана Исакиева и Игната Иванова, четвертый священник – Петр Иакимов, перемещенный, согласно прошению, из Москвы от Никольской церкви по причине разорения и потери имущества. 
После смерти Стефана Федорова, ввиду недостаточных средств, выделяемых на содержание троих штатных священнослужителей, в 1813 г. последовало определение – закрыть третий штат, а причисленному от кладбищенской Дмитриевской церкви священнику и причетнику объявить, чтобы они в течение трех месяцев искали для себя другие штатные места. Через некоторое время Петр Иакимов также выбыл из этого храма, и из штатных священников остался только Стефан Исакиев. Чулковскому кладбищенскому священнику Игнату Иванову было сделано объявление о приискании штатного места при другой церкви, но он по-прежнему оставался вторым при Стефане Исакиеве, а в 1823 г. даже поступил в штат. По всей вероятности, служение его при Христорождественской церкви продолжалось до момента смерти в 1830 г. 
С января 1830 г. в штате вторым при Стефане Исакиеве значится священник Петр Фотиев Голубев, близкий родственник преосвященного Дамаскина. По увольнении из среднего отделения Тверской семинарии в 1799 г. он был возведен в сан диакона Колязинского узда в село Яринское. В 1820 г. посвящен в священники Корчевского узда в село Когорело, а с 1825 г. уволен из Тверской епархии в Тульскую. В 1826 г. назначен священником Богородицкого узда в село Сретенское, в 1830 г. переведен в Чулково на служение в Христорождественский церкви, где остался на два года. 
В 1832 г. на его место вторым штатным при Стефане Исакиеве назначается священник Василий Афанасьев Малинин. Он был, как и Голубев, уроженцем Тверской губернии, сыном священника. После окончания курса в Тверской семинарии по 2 разряду в 1824 г. посвящен в священника Успенской церкви города Каширы. В том же году 14 августа перемещен в город Тулу в Богородице-Рождественскую церковь в Гончарах, а в 1832 г. – на место своего тестя Петра Голубева к Христорождественской церкви, где его служение продолжилось до 1836 г. 
В 1834 г. на место престарелого Стефана Исакиева поступил в священники Алексий Гаврилов Никольский, учитель Епифанского училища, из студентов Тульской семинарии (19). Из вышесказанного мы видим, что состав священно-служителей часто менялся, их число не было постоянным, что, безусловно, отрицательно сказывалось на приходе храма. 
Храм закрыли по постановлению исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 3 апреля 1940 г. Решение было принято по ходатайству Тульского горисполкома, а также «граждан с предприятий артели “Детская гармония”, артели “Тулгармония”, Госгармонной фабрики ТООМП, артели “Водоканал”, артели “Тульский металлист” и других организаций, в том числе собрания домашних хозяек». В решении также принималось во внимание, что в районе имеется другое здание, которое можно будет использовать для отправления религиозных обрядов верующими (имелась в виду церковь Димитрия Солунского на Чулковском кладбище). Здание Христорождественской церкви намечалось использовать для общественных надобностей. Так, в 1961 г. здесь находился склад комбината «Тулауголь» (20).
Постановлением главы администрации Тульской области от 11 декабря 1991 г. зданиям бывшей Христорождественской церкви и церковно-приходской школы при ней был присвоен статус памятника регионального значения. Здание храма было арендовано Тульской областной филармонией, разместившей здесь склад реквизита и декораций. Церковный двор со стороны улицы К. Маркса ограничивала великолепная ограда тульского литья, установленная, вероятно, в первой трети XIX века. Летней ночью в 1992 г. она исчезла, и несколько лет оставался лишь небольшой ее фрагмент, который затем также пропал (21). 
26 июля 2012 г. в храме начались восстановительные работы, которые продолжаются до настоящего времени. 4 октября 2012 г. – в день памяти святителя Димитрия Ростовского – была совершена первая литургия.

Примечания 
1.  Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. 1. Святые храмы города Тулы/ Под ред. Н.И. Троицкого и Ю.В. Арсеньева. Тула, 1888. С. 399.
2.  Афремов И. Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Ч. 1–2. М., 1850. С. 374.
3.  Любомудров А.А. Древняя Тула. М.: Книга по требованию, 2011. С. 15.
4. Андреев Н. Ф. Беспристрастные заметки на «Путевые заметки по Тульской губернии» // Тул. губерн. ведомости. 1853. № 37–39. С. 7–10.
5.  Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. 1. Святые храмы города Тулы / Под ред. Н.И. Троицкого и Ю.В. Арсеньева. Тула, 1888. С. 401.
6. Юркин И. Н. Демидовы. Столетие побед. Тула, 2012. С. 448.
7.  Сахаров И. П. Писцовая книга Тульского посада // Московский телеграф, 1831. № 23. С. 6.
8.  Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / Сост. П. И. Малицкий. Тула, 1895. С. 40.
9.  Там же. С. 40.
10. Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии… С. 411.
11. Мосин А. Г. Род Демидовых. Тула, 2012. С. 531.
12. Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии… С. 404.
13. Там же. С. 405–406.
14 Там же. С. 406.
15 Кириленко Н. Храмы города Тулы. Тула, 2010. С. 321.
16. Там же. С. 322.
17. Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии... С. 407.
18. Там же. С. 408.
19. Там же. С. 410.
20. Кириленко Н. Храмы города Тулы. С. 324.
21. Там же.

Библиографическая ссылка:

Касатикова Г. Е. История Христорождественской церкви в Чулковской слободе   / Г. Е. Касатикова// Тульский краеведческий альманах. - 2016. - Вып. 13. - С. 26-33.


Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100