«Это было совершеннейшей новинкой…». Е. П. Смидович – организатор одного из первых в России детских садов


Когда говорят о роли родителей В. В. Вересаева в истории Тулы, в большинстве случаев делают акцент на медицинской и общественной деятельности отца писателя В. И. Смидовича. При этом факт создания матерью писателя одного из первых в России детских садов остается без внимания. 
Образ матери писателя Елизаветы Павловны Смидович, урожденной Юницкой (1844–1912), появляется на первых страницах автобиографических «Воспоминаний» писателя, развивается, приобретает черты характера и сопровождает В. В. Вересаева на протяжении его детства и юности. «…Мать. Ее мы не дичились и не стеснялись. Первые десять – пятнадцать лет главный отпечаток на наши души клала она. Звали ее Елизавета Павловна. В самых ранних моих воспоминаниях она представляется мне – полная, с ясным лицом. Помню, как со свечою в руке перед сном бесшумно обходит все комнаты и проверяет, заперты ли двери и окна, – или как, стоя с нами перед образом с горящею лампадкою, подсказывает нам молитвы, и в это время ее глаза лучатся так, как будто в них какой-то свой, самостоятельный свет. Она была очень религиозна. Девушкою собиралась даже уйти в монастырь. В церкви мы с приглядывающимся изумлением смотрели на нее: ее глаза сияли особенным светом, она медленно крестилась, крепко вжимая пальцы в лоб, грудь и плечи, и казалось, что в это время она душою не тут. Веровала она строго по-православному и веровала, что только в православии может быть истинное спасение. Тем удивительнее и тем трогательнее была ее любовь к мужу,– католику и поляку» (1). 
Именно Елизавета Павловна, по словам писателя, приучала детей к трудолюбию, честности, скромности, строгости к себе. Она прекрасно находила общий язык и понимание с детьми, окружая их заботой и любовью. 
Религиозность матери, ее жертвенное служение близким находили выражение делах и поступках, требующих полной самоотдачи. В. В. Вересаев в «Воспоминаниях» писал: «...Теперь, восстанавливая всё в памяти, я думаю, что эта потребность превращать работу в радостно-жертвенное мученичество лежало глубоко в маминой натуре. У мамы был непочатый запас энергии и жизненной силы. И всякую мечту она сейчас же стремилась воплотить в жизнь...» (2) . 
Вероятно, это качество и помогло ей создать первый в Туле детский сад. Как это было, В. В. Вересаев достаточно подробно описывает в своих «Воспоминаниях»: «25 ноября 1872 г. внимание читателей “Тульских губернских ведомостей” привлекло небольшое объявление следующего содержания: “С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 лет до 7”. И подпись: “Елизавета Смидович”» (3) . 
Детский сад по тому времени был «совершеннейшей новинкой». Родоначальником детских садов был немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель (1782–1852). Именно он открыл первое учебно-воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Ф. Фрёбель считал, что дети должны расти и воспитываться без принуждения, как растения при заботливом уходе садовника. Отсюда и название этого учреждения – детский сад, а воспитатели – «садовницы». Целью воспитания педагог считал развитие природных особенностей ребенка. Детский сад был призван осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Основой педагогического воспитания в детском саду, по мнению Ф. Фрёбеля, являлась игра. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка – влечение, инстинкт, основная его деятельность. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение мира внешнего (4) . 
Вскоре детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания многих стран. В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появился в 60-е годы XIX в. и  сразу стал предметом внимания людей просвещенных, к которым, без сомнения, относилась и Е. П. Смидович. 
Идея детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека (5) . Большинство же последователей идеи делали акцент на решении образовательно-воспитательных задач, что впоследствии проявилось и при создании Е. П. Смидович первого в Туле детского сада. 
При изучении вопроса возникновения первых в России детских садов обращает на себя внимание тот факт, что эти дошкольные учреждения по- явились в основном по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в Финляндии (тогда в составе Российской империи) в 1859 г. Седмиградским, второй – в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий – в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый – в Петербурге в 1866 г. редактором журнала «Детский сад» А. С. Симонович. 
Наибольшее внимание обращает на себя детский сад А. Симонович, который в периодической печати того времени отмечался как «лучший и разумнейший». В Женеве А. Симонович обучилась педагогике у племянницы Ф. Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А. Герценом, супруги по его рекомендации вернулись на родину, где прово- дились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы. Двадцатидвухлетняя А. Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 г. в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей. Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К. Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения. По мнению А. Симонович, детская садовница должна быть «образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей» (6). Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А. Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы. Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и хороводам. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте. Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации детского сада, прививая эту идею на русской почве. 
С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы. В 1868–1869 гг. в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской- Корсаковой. В 1893 г. в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (7). 
Однако Е. П. Смидович, которую больше привлекала благотворительная деятельность, несомненно, заинтересовало появление в России бесплатных детских садов, опыт которых она хотела перенести на работу первого в Туле детского сада. 
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н. Задлер (Раухфус) и Е. Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И. Паульсона и К. Раухфуса в 1871 г. в Петербурге открыли Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 г. в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения. Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. 
Е. П. Смидович привлекала идея создания первого в Туле бесплатного детского сада. На решение реализовать проект повлияло появление фрёбелевских обществ, занимавшихся целым спектром социокультурных начинаний: подготовкой воспитательниц, садовниц, организацией детского досуга в летнее время, выпуском детской литературы, выездами за город для детей из малоимущих семей. В 1871 г. в Петербурге и Москве были созданы первые «Фрёбелевские курсы», а одной из первых выпускниц в Москве стала Елизавета Павловна Смидович. На курсах участницы получали сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии и педагогической практике, про- водились практические занятия (лепка, рисование, пение, гимнастика). 
По возвращении из Москвы Е. П. Смидович с энтузиазмом взялась за организацию первого детского сада в Туле. Среди первых воспитанников детско- го сада были старшие дети Смидовичей, а также дети их близких родственников и знакомых. В доме на Верхне-Дворянской Е. П. Смидович отвела под детский сад лучшие комнаты в своем доме – столовую, зал, гостиную. В зале, где стояло пианино, проводились подвижные игры (беготня, возня, песенки и разговоры во время игры), которые удовлетворяли потребности молодого организма в движении и в то же время способствовали развитию речи. Рядом (в бывшей гостиной) была оборудована «гимнастика», где занятия проводились в холодное время года (летом занимались на свежем воздухе). В третьей комнате располагалась «классная». Здесь проходили игры и занятия – рисование, вырезание из бумаги, плетение, лепка, счет и чтение. 
В своих «Воспоминаниях» В. В. Вересаев описывает макет, который его отец В. И. Смидович изготовил для занятий по географии: «Для детского сада папа в свободное время смастерил огромное сооружение аршина в два длины и полтора ширины, по которому учащиеся наглядно могли знакомиться с тем, что такое залив, остров, мыс, ущелье и т. д. В заднем левом углу поднимались высокие горы с белыми главами, среди моха тек с высоты настоящий ручеек, в зеленых долинах паслись оловянные стада, впереди слева вертикальный разрез представлял геологические пласты земли. Передняя правая сторона была занята морем из настоящей воды – с заливами, проливами, бухтами, с коралловым островом в середине; сквозь стекло спереди можно было видеть дно моря, коралловое основание острова, морские звезды на песчаном дне. Гордостью и красою всего сооружения была огнедышащая гора в заднем углу справа, за морем. Иногда по вечерам папа устраивал настоящие извержения из нее: из кратера взрывами бил огонь, по отрогам с шипением ползли ярко- красные и зеленые огни, отражаясь в море. Это было большим праздником для детей» (8). Помимо иллюстративного материала, которым Е. П. Смидович старалась наполнить занятия, она на протяжении многих лет выписывала журнал «Семья и школа», где давались не только различные методические советы родителям и воспитателям, но и помещались небольшие рассказы для детей. В фондах Дома-музея В. В. Вересаева хранится подборка этих журналов. Потертый переплет, многочисленные карандашные пометы на полях говорят о частом использовании книг. 
Елизавета Павловна энергично и доброи дорогое. Прирожденный воспитатель, она все свои силы отдавала этому заведению. Но вскоре детский сад стал поглощать весь заработок Викентия Игнатьевича, и он запротестовал. Сад просуществовал всего три года, в 1875 г. его пришлось закрыть. Несмотря на столь короткий срок существования, его открытие следует рассматривать как важный шаг в деле развития педагогической системы образования в нашей стране. 

Примечания 

1. Вересаев В. В. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Правда, 1961. Т. 5. С. 9. 
2. Там же. С. 10. 
3. Там же. С. 17. 
4. Гребенщикова Е. А. История дошкольной педагогики в России. М.: Просвещение, 1987. С. 257. 
5. Флегонтова Н. П. Практика работы первых детских садов в России // Ребенок в дет- ском саду. 2004. № 3. С. 31–34. 
6. Там же. С. 34–36. 
7. Поздняк Л. В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского пе- дагогического государственного университета 80 лет // Стратегия дошкольного образо- вания в ХIХ веке: проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 2001. С. 3. 
8. Вересаев В. В. Указ. соч. С. 20.

Библиографическая ссылка: 

Ткач В.Ю. «Это было совершеннейшей новинкой…». Е. П. Смидович – организатор одного из первых в России детских садов / В.Ю. Ткач // Тульский краеведческий альманах. - 2016. - Вып. 13. - С. 66-71.

Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100