Кузница талантов, или «Фабрика» князя Потемкина на Тульском оружейном заводе



В фондах объединения « Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» хранится коллекция научных приборов и инструментов конца XVIII - начала XIX веков из Приборной мастерской, учрежденной на Тульском оружейном заводе в 1786 году. Приборная мастерская была создана с целью «совершенствования талантов лучших из оружейного сословия». Среди изделий Приборной мастерской - солнечные часы наклонные универсальные, геодезические астролябии, транспортиры и термометр со шкалой Реомюра. Большой интерес вызывают геодезическая астролябия и двое солнечных часов, выполненные известными в XVIII веке английскими мастерами.
Особенности производства и декорирования, объединяющие изделия Приборной мастерской: оптимальность и отлаженность конструкции, использование передовых станков, механизмов и технологий в области металлообработки, ручная сборка, высокий профессионализм гравировальных и других художественных работ в сочетании со строгостью, лаконизмом и изяществом исполнения - позволяют говорить о производственной школе в изготовлении приборов и инструментов на Тульском оружейном заводе и английской традиции в ее основе.

Деятельность Приборной мастерской на Тульском оружейном - одна из ярких страниц в производственной истории нашего края. Изделия мастерской принято считать категорией предметов знаменитого тульского златокузнечного дела, известные образцы которого являются шедеврами мировой художественной культуры.
Из приблизительно пятисот выявленных специалистами изделий тульских златокузнецов XVIII-XIX веков, сохранившихся до наших дней, около 300 находятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), почти 200 - в Государственном Историческом музее (Москва), единицы - в других российских музеях, а также в музеях Германии и Англии. В приведенной статистике изделий тульских златокузнецов научные приборы и инструменты являются еще более редкими; утверждая это, мы опираемся на опубликованные источники и очень надеемся на интересные находки в музейных собраниях России и Европы.
С конца XVII- начала XVIII веков тульские оружейники, помимо выполнения правительственных заказов на оружие, занимаются изготовлением бытовых (партикулярных) предметов, что способствовало развитию в Туле своеобразного промысла, вошедшего в историю под названием златокузнечного. Самобытность тульского художественного металла со временем предопределила повышенный спрос на него в России и за границей. Изделия тульских златокузнецов появляются в интерьерах дворцов российской знати, поступают заказы на богато украшенное охотничье оружие, подарки представителям иностранных государств.
К середине XVIII века туляки достигли такого совершенства, что стало возможным изготовление стальной мебели, повторяющей форму резной деревянной. Подлинный расцвет тульского златокузнечного дела приходится на вторую половину XVIII века - время правления императрицы Екатерины II, которая открывала первой покупкой ежегодную ярмарку изделий тульских мастеров в Царском Селе 21 мая и предпочитала одаривать вещами тульской работы иностранцев, особенно ценивших сочетание вороненой стали с позолотой и мастерство исполнения.
Последняя четверть XVIII века, о которой принято говорить как о спаде в развитии златокузнечного дела, приходится на время, когда на Тульском оружейном заводе все большее внимание уделяется технической стороне оружейного производства. Дальнейшее совершенствование оружейного дела, как частность, и развитие России, идущей по пути реформ Петра Великого, в целом, делали необходимым внедрение передо­вых технических достижений, укрепление отечественной базы конструирования и изобретательства.
Создание Приборной мастерской - нерядовое и неслучайное событие в истории Тульского Императорского оружейного завода. «Фабрика» была призвана поднять престиж тульской школы металлообработки, ввести в ассортимент изделий тульских златокузнецов предметы производственно-технического назначения оригинальной конструкции и совершенного исполнения, обусловленные современными тенденциями эпохи промышленного переворота в масштабах Европы.
В оценке историков XIX - начала XX веков устроение «фабрики» символизировало завершение периода становления оружейного производства на заводе и качественный переход к более сложному в техническом и технологическом плане процессу изготовления оружия. «Оружейное дело продолжало крепнуть, - писал полковник Зыбин. - Явилась возможность не только заниматься изготовлением относительно довольно грубого оружия, но приступить к производству точных физических и математических приборов. Для этого требовались точные станки, тщательные и изящные приемы в работе, серьезные технические познания». Не случайно и то, что открытие «фабрики» состоялось на созданном Петром Великим Тульском оружейном заводе, которому изначально была уготована особая, блестящая судьба в истории российской промышленности. Статус Императорского завода обеспечивался тенденцией развития как лучшего предприятия казны. Во многом этому способствовало внимание и участие в жизни завода представителей Царствующего Дома России и некоторых высокопоставленных военных и гражданских чиновников.
«Фабрика для приготовления механических, физических, математических приборов и инструментов из железа, меди, кости и дерева» (так называлась Приборная мастерская в учредительных документах), созданная для «совершенствования талантов лучших из оружейного сословия», главной функцией своей деятельности предполагала обучение, но не в узком смысле (как подготовку специалистов в изготовлении научных приборов и инструментов), а в более широком: развитие изобретательской мысли, конструктивного видения, моделирования, накопление аналитического знания в области передовых достижений в технике и производстве, наконец, практические навыки. (Это объясняет тот факт, что изделий Приборной мастерской не могло быть много. Из документов о ликвидации «фабрики» следует, что на продажу поступали изделия, преимущественно выполненные заведующими мастерской, признанными мастерами европейского значения. Речь идет о приборах сложной конструкции. Что касается работ учеников, они были несовершенны и не продаваемы, за исключением простейших инструментов для измерения и черчения. «Фабрика», видимо, не имела своего клейма.)
Инициатива создания «фабрики» принадлежала генерал-фельдмаршалу, президенту Военной коллегии, генерал-губернатору Екатеринбургскому и Таврическому, кавалеру, князю Григорию Александровичу Потемкину. О деятельном участии Его Светлости в этом вопросе свидетельствует письмо, адресованное им губернатору Тульскому и Калужскому, генерал-поручику и кавалеру Михаилу Никитичу Кречетникову от 13 ноября 1785 года: «Милостивый Государь мой, Михаила Никитич! Отправя в Англию присланных от вашего Превосходительства тульских художников, покорно вас прошу выбрать на Тульском заводе еще четырех мастеров, которые бы были искусны один в бронзовой работе, другой в воронении, третий в шпажной и прочих слесарных и четвертый в мелочной работе. Я буду стараться довести их до совершенства в своем деле посредством искусного здесь художника, дабы увидеть, здесь лучший получат успех или отправленные в Англию...». Под «отправленными в Англию» князь Потемкин подразумевал оружейников Сурнина и Леонтьева. В Санкт-Петербург были отправлены «оружейники Доброхотов, Буркин со товарищами». В письме наместника М. Кречетникова к советнику Казенной палаты, «талантливому управителю завода» Семену Веницееву от 23 ноября
1785 года в связи с необходимостью материального обеспечения поездки, предстоящее событие было признано делом государственной важно­сти: «От посылки их должно ожидать пользы заводу Оружейному...».
От идеи обучения тульских оружейников за границей или в Петербурге пришлось отказаться по причине «разорительности» для казны, «заводской экономической суммы» и Тульского оружейного общества; к тому же характер поездки туляков в Европу оказался преимущественно ознакомительным: не столько учились, сколько удивляли своей работой англичан.
Князь Г.А. Потемкин, куратор Тульского оружейного завода, считал, что за передовыми техническими идеями и изобретениями должны стоять мастера-оружейники неординарного мышления, способные решать любые сложные задачи и в своих технических достижениях опережать время. Был найден оптимальный способ обучения «лучших из тульских оружейников до совершенства в своем деле» - путем создания мастерской непосредственно на заводе с приглашением возглавить ее известного европейского мастера.
20 февраля 1786 года тульский наместник Кречетников отдал распоряжение Оружейной канцелярии об устроении обучающей мастерской. Осуществление замысла стало возможным на средства, выделенные Тульскому оружейному заводу согласно указу императрицы Екатерины Великой от 25 июля 1782 года в благодарность «за верную службу Отечеству от основания и в течение 20 лет царствования». Предназначенные «для строительства Завода по новым планам» 388 тысяч рублей не отражали истинных потребностей полной реконструкции, поэтому часть зданий за ветхостью снесли, часть отремонтировали. В 1784 году была построена каменная Пробная галерея (сохранилась до наших дней), в следующем году появилась новая Приборная мастерская.
О месте расположения новоучрежденной мастерской на Тульском оружейном заводе известно, что она находилась «всегда вместе с механическим заведением», на время учреждения - в «одноэтажном строении в мастерской для приготовления заводских машин и металлических инструментов, тут же жил заводской механик». Вид здания имеется в трудах историков Тульского оружейного завода Гамеля и Зыбина, на планах завода 1826 года. После опустошительного пожара в Туле в июле 1834 года на Тульском оружейном заводе была учреждена комиссия «о построении нового завода». И вновь за недостаточностью средств «старое здание было разломано, а новое не построено, и механическая мастерская и инструментальная фабрика стали помещаться в одной комнате корпуса паровых машин». На плане здания в продольном разрезе место расположения «фабрики» - левое крыло первого этажа.
На должность первого заведующего Приборной мастерской князь Потемкин пригласил в Тулу англичанина Фердинанда Довиха. Дових специализировался на изготовлении различных типов часов, но предпочтение отдавал гномонике - изучению и производству солнечных часов (от слова «гномон» - указатель времени в виде стержня, перпендикулярного плоскости часов, отбрасывающего тень от солнца на шкалу часов).
В производстве солнечных часов Европа равнялась на Англию. В России первым изготовителем солнечных часов был англичанин Джон Брадли, приглашенный работать в Школу артиллерии в 1710 году. Петр I предпочитал работы этого мастера. В 1715 году русский царь получил в подарок от английского короля Георга I солнечные часы, показывающие не только часы, но и минуты, выполненные великим английским мастером, королевским механиком Джоном Роулеем (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В Государственном Историческом музее (Москва) хранятся двое солнечных часов за подписью Фердинанда Довиха, а также геодезическая астролябия с дарственной надписью тульскому генерал-губернатору следующего содержания: «Его Высокопревосходительству М.Н. Кречетникову яко основателю сего художества». В объединении «ТОИАЛМ» имеются солнечные часы и термометр без надписей, но с большой долей вероятности приписываемые работе Довиха. В литературе упоминаются механические часы с боем под стеклянным колпаком, которые находились в кабинете командира Тульского оружейного завода.
Федор Иванович Дових прожил в Туле более четверти века, здесь он принял православие, здесь же был похоронен. Дових оставил заметный след в истории нашего края. Полковник Зыбин писал: по прибытии в Тулу «...ему было дано восемь человек учеников... Искусство Довиха не пропало даром. Ученики его Коновалов, Короткое, Милованов основали в Туле фабрики математических и физических инструментов и распространили часовое искусство». (Часы-скелетоны с надписью «Тула П. Милованов» - Государственный Исторический музей, Москва.)
Однако нет оснований полагать, что англичанин Дових заложил основы часового производства в Туле. Еще в 1781 году «тульской ружейной палаты казенный ружейник» Иван Иванович Кобылий установил часы на колокольне Троице-Сергиевой Лавры и присоединил к часовому механизму «восемь колоколов на четверти, а в колоколах весу 17 пудов 14 фунтов», затем «четвертные мотающиеся колокольчики и молоточки» и «большой часовой колокол». Из восьми сохранившихся колоколов четыре и сегодня подключены к механизму башенных часов. (Механические часы с кукушкой 1791 года, подписанные И. Кобыл иным - Тула, объединение «ТОИАЛМ»).
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах на Тульском оружейном заводе появились изделия двух других английских мастеров - Френсиса Моргана и Джона Пристли (объединение «ТОИАЛМ», Тула).
Солнечные часы Моргана по форме, пропорциям, конструкции и декору схожи с известными работами Довиха. Морган и Дових не только соотечественники, они в одно и то же время работали в С-Петербурге: Дових - в мастерских при Адмиралтействе, Морган - вел Инструментальный класс в Академии художеств и работал в мастерских при Адмиралтействе. Долгое время считалось, что в российских музеях нет изделий Моргана санкт-петербургского периода в его жизни. Сегодня известно о солнечных часах его работы в объединении «ТОИАЛМ» и Музее истории науки в Оксфорде (Англия).
О Ф. Моргане в России также известно немного. Прибыл из Лондона в Санкт-Петербург в 1771 (1772) году и приступил к работе в мастерских при Адмиралтействе, одновременно с 1772 по 1785 гг. возглавлял Инструментальный класс при Академии художеств. В 1785 году для проверки его педагогической деятельности была создана специальная комиссия, которая констатировала, что воспитанники Моргана ничего не умеют делать самостоятельно от начала и до конца, всю работу выполняют механически, не понимая ее смысла, что в действительности мастер использовал труд учеников в собственных коммерческих целях. Было отмечено единственное исключение: больших успехов достиг выпускник Инструментального класса Осип Шишорин, но о нем говорили, что своим мастерством «он обязан только своему усердию». Заключение комиссии было сделано незадолго до назначения Ф. Довиха на должность заведующего Приборной мастерской на Тульском оружейном заводе.
В 1775 году именно к Ф. Моргану обратился профессор экспериментальной физики Санкт-петербургской Академии наук В. Краффт с просьбой об осмотре и проведении ремонта прибора Джона Роулея, изготовленного в 1712 году и представлявшего модель планетарной системы Вселенной (находился в Кунсткамере, затем в Пулковской обсерватории, уничтоженной немецкой авиацией в 1941 году). Ф. Морган нашел, что механизм обследованного прибора «полностью стерт» и для ремонта его следует перевезти в Академию художеств, где он, Морган, возглавляет Инструментальный класс. Далее известно, что в 1801 г. прибор Роулея отремонтировал Иван Петрович Кулибин. Морган умер в 1803 году в Санкт-Петербурге.
Ф. Довихумер в Туле 16 июня 1812 г. Его преемником на должность заведующего Приборной мастерской становится Павел Дмитриевич Захава, выдающийся механик своего времени, основатель тульского станкостроения и приборостроения. Всю свою жизнь Павел Дмитриевич посвятил Тульскому оружейному заводу, где его деятельность в качестве механика была направлена на развитие и совершенствование оружейного производства. Собственно говоря, именно изобретения П.Д. Захавы положили начало процессу превращения Тульского оружейного завода из мануфактуры в промышленное предприятие заводского типа.
Павел Дмитриевич закончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, одно из самых лучших учебных заведений не только в России, но и в Европе. Кадеты посещали практические занятия в инструментальной мастерской при корпусе, аналогичной мастерским при Адмиралтействе, где работали английские мастера. Видимо, уже тогда у Павла Захавы возник интерес к технике, предопределивший его призвание.
В 1800 году Захава завершил обучение в Морском корпусе, после непродолжительной службы подал прошение о переводе и получил назначение на Тульский оружейный завод. 11 февраля 1804 года Захава прибыл в Тулу.
В сентябре 1810 года П.Д. Захава назначен механиком завода и на этом поприще создал принципиально новые станки, чтобы устранить неполадки в действии оружия. В 1812 году, когда армия Наполеона вторглась в пределы России, изобретения П.Д. Захавы немало способствовали тому, что с начала сентября 1812 года на Тульском оружейном заводе выделывалось до 6 тысяч ружей в месяц. За все время войны, включая заграничные походы русской армии, на Тульском оружейном было изготовлено огромное для того времени количество оружия - 600 тысяч ружей.
П.Д. Захава ввел в процесс оружейного производства паровую машину.
Он был кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени, награжден орденом Св. Анны 2-й степени, ему был пожалован бриллиантовый перстень с цветным камнем, а в 1824 году император Николай I наградил его поездкой в Лондон «для обозрения и исследования приспособленной там паровой машины к произведению выстрелов из орудий вместо пороха парами».
Деятельность П.Д. Захавы в качестве механика столь хорошо известна и изучена, сколь незаслуженно мало исследовано исполнение им обязанностей заведующего Приборной мастерской. К сожалению, ни одной строкой послужного списка П.Д. Захавы не отмечены не только достижения приборного мастера Захавы, но и сам факт заведывания им Приборной мастерской. Тем большую ценность имеют три предмета работы П.Д. Захавы с надписью об авторстве в фондах ГУК ТО «Объединение «ТОИАЛМ» - геодезическая астролябия и два транспортира, причем один из транспортиров поступил в фон­ды музейного объединения недавно, в 2002 году.
Он был обнаружен в одной из книг в библиотеке средней школы в деревне Селиваново Щекинского района Тульской области Ниной Дмитриевной Ерохиной, которая передала транспортир Андрею Альбертовичу Аврамову, учителю истории и организатору школьного музея в той же школе. Он в свою очередь передал находку в Щекинский музей народного образования, руководитель которого Татьяна Кузьминична Фролова передала транспортир в дар объединению «ТОИАЛМ» после публикации статьи Ирины Скибинской «Курьезные инструменты» в газете «Молодой коммунар» от 23 августа 2002 года.
Вышеперечисленные предметы существенно дополняют известный ряд подписанных работ П.Д. Захавы, которые хранятся в ведущих музеях нашей страны: астролябия геодезическая (Государственный Исторический музей, г. Москва), стальная линейка (Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин, Ленинградская область), солнечные часы с отвесом (Политехнический музей, г. Москва), наконец, ювелирно сработанная готовальня из 35 предметов в ящике-футляре красного дерева (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Работы, проводимые под руководством и при непосредственном участии П.Д. Захавы в связи с механизацией заводской технологии, созданием и внедрением новых станков, положили конец обособленности «фабрики». Между основным процессом создания оружия и мастерской возникли производственные отношения, обусловленные потребностью завода в инструментах высокой точности. Кроме того, в сфере коммерческих отношений «фабрики» - выполнение обязательств по заказам Военного министерства (например, на «флотский инструмент» в 1810-х годах), государственных учреждений (геодезические астролябии для межевания земель), учебных заведений (измерительные и чертежные инструменты), частных лиц (солнечные часы для определения истинного времени, часы механические), а также «вольная» продажа своих изделий в магазине Тульского оружейного завода.
В документах 20-30-х годов XIX века «приборная мастерская инструментального мастера Ф. Довиха» именуется «инструментальной фабрикой механика Захавы».
9 августа 1835 года Правление завода решением Общего присутствия ликвидировало должность заведующего инструментальной мастерской и выплату жалования за ее управление «по причине коммерческой несостоятельности мастерской».
Несколько лет Инструментальная мастерская существовала неофициально. 15 апреля 1838 года в связи с запросом правления завода «...с чьего разрешения из инструментальной фабрики проданы большие часы с компасом?» П.Д. Захава пишет рапорт в заводоуправление, в котором опровергает коммерческий подход заводского начальства в качестве решающего в определении дальнейшей судьбы «фабрики», напоминая о ее исторической миссии: «обучать, усовершенствовать оружейников в практических занятиях по приготовлению разного рода математических инструментов и вещей, и чрез то приумножать в России в сем деле мастеров»; по замыслу именитых учредителей, мастерская призвана стать достойной преемницей тульского златокузнечного дела, возродить его былую славу.
Заводоуправление непреклонно, в октябре 1839 года оно требует составление описей оборудования и изделий «фабрики» для ее расформирования. За этой работой Павел Дмитриевич умер 19 ноября 1839 г. Он похоронен в Туле на кладбище в Чулково, неподалеку от могилы своего учителя, Федора Ивановича Довиха.
Дворянский род Захаво внесен в дворянскую родословную книгу Тульской губернии. Сын П.Д. Захавы Николай продолжил дело отца на Тульском оружейном заводе, ведая Образцовой мастерской.
С 1993 года ОАО «АК «Туламашзавод» учредила стипендию имени П.Д. Захавы, которая при­суждается студентам и аспирантам Тульского государственного университета «за успехи в учебе,
инициативность, проявленный интерес к развитию отечественного станкостроения и автоматизации средств производства, за участие в научно-исследовательских разработках, способствующих созданию продукции высокого качества».
В 2004 г. Экспертный совет при Политехническом музее (г. Москва) присвоил изделиям Приборной мастерской - солнечным часам Ф. Моргана и астролябии П.Д. Захавы - статус памятников науки и техники 1-го ранга, дающий право получения сертификата от имени Ассоциации научно-технических музеев и размещения информации о предметах в Интернет-программе «Памятники науки и техники в музеях России».

НАША СПРАВКА:
Солнечные часы являются представительными для данного класса часов, традиционного конструктивного исполнения, состоят из двух частей: нижнего горизонтального (установочного) кольца и верхнего измерительного (часового), соединенных между собой петлей. На горизонтальном кольце - шкала широт и компас, на измерительном — часовая шкала и гномон. На горизонтальном кольце гравированная надпись по кругу с указанием названий городов и их широт, три установочных винта по краю, откидная (на петле) вертикальная шкала широт с собственным установочным винтом. Компас - для ориентирования на местности, установки часов в плоскости горизонта. На картушке компаса: круговая шкала 0-360 град., в центре гравированная роза ветров с разметкой частей света, симметричная стрелка с лепестками из вороненой стали, два установочных уровня жидкостных в виде стеклянных трубок в латунных кожухах с прорезями, закрепленных миниатюрными винтами.
В положении, когда часы «сложены»: верх­нее измерительное кольцо лежит на горизонтальном установочном, угол между кольцами 0 град., на шкале широт 0 град., гномон находится в плоскости горизонта. В рабочем состоянии часы «раскладываются»: на шкале широт с помощью винта устанавливается широта и закрепляется измерительное (часовое) кольцо; гномон откидывается перпендикулярно плоскости часовой шкалы, и, отбрасывая тень от солнца на часовую шкалу измерительного кольца, указывает время.
Астролябии традиционной конструкции для данного класса приборов включают: компас с гравированной розой ветров для ориентирования и установки прибора в плоскости горизонта, две пары металлических пластин с прорезью и волоском внутри прорези (диоптры) для визирования на объекты местности, два кольца (на одном основании) с делениями по кругу - лимб и алидада, имеется деталь (втулка) или комплект деталей для установки изделия на штатив.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. ГАТО, ф. 187, оп. 1, д. 250, 250а, 1079, 5670, 5996, 9090.
2. ГАТО, ф. 39, оп. 2, д. 874.
3. Плотников А.П. Историк русского оружейного производства: Вадим Николаевич Ашурков (1904-1990) / А.П. Плотников // Гордость земли Тульской.- Тула, 1991.- Т. 2.- С. 85-88.- Библиогр. в конце ст.
4. Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии с картою, планом города Тулы 1741 года, реставрированными планами: крепостей Тулы 1625 и 1685 г., Куликовской битвы 1380 года; родословными таблицами князей Новосильских, Одоевских, Белевских, Воротынских и знаменитых дворян Демидовых. Ч. 1 / И. Афремов. - М.: В тип. В. Готье, 1850. - 241 с, 112 с. доп.
5. Boldyrev A. English Sundial Makers in Russia. Before the Beginning // The British Sundial Society Bulletin. 2006.
6. Гамель И. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении с планами и изображениями оружия и машин на 42 листах / И. Гамель.- М., 1826. - 263 с. + 72 с. прибавл. + 37 с. чертежи.
7. Зыбин С.А. История Тульского, императора Петра Великого оружейного завода. Т. 1: 1595 г., 1712-1834 г. / сост. гвардии полк. Зыбин. - М.: типо-лит. т./ д. И.Н. Грызунов и К, 1912. - 357 с.
8. Зыбин С. Краткая история Тульского, императора Петра Великого оружейного завода. 1595 г. 1712-1912 гг. - М., 1912. 7 с: 4 портр.; 54 с;
9. Коломенское: фотоальбом / фото Д. Белоус, текст М. Гра, Б. Жиромский - М.: Искусство, 1971. - 159 с.
10. Майстров Л.Е. Приборы и инструменты исторического значения: Микроскопы / Л.Е. Майстров; ИИЕТ АН СССР. - М.: Наука, 1974. - 168 с.
11. Chenakal V. The Astronomical Instruments on John Rowley in Eighteenth Century, Russia //Journal for the History of Astronomy. - 1972

Библиографическая ссылка:


Кузьмина И. Кузница талантов, или «Фабрика» князя Потемкина на Тульском оружейном заводе / Кузьмина И. // Тульский краеведческий альманах. - 2007. - Вып. 5. - С. 43 - 51.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Добрый день. Статья , Ваша понравилась.В месте с тем у меня есть несколько вопросов к автору. Дело в том что у меня хранится транспортир с гравировкой " Тула П. Коноваловъ" Автор статьи может связаться со мной через электронку. Вот мой адрес Kras051@yandex.ru
С уважением, Евгений Борисович.

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100