Прошлое нельзя вернуть. Как сохранить и удержать то немногое, что способна вместить человеческая память, что может рассказать пожелтевшая от времени ветхая бумага? Кто будет знать о нас, о наших словах, поступках, мыслях? Все это станет добычей «прошлого», исказится, забудется...
Остается только надеяться, что найдется хотя бы один человек, который будет помнить о нас и верить, что наша жизнь не прошла напрасно.
Я тоже стараюсь сохранить память о тех, кто жил до меня, и верю, что мой труд не будет напрасным Я храню ту небольшую часть «прошлого», что мне посчастливилось воскресить, и хочу поделиться ею с вами: помните и верьте!..
В 2003 году Тульский электромеханический колледж имени А.Г. Рогова отпраздновал свое столетие. Сейчас это современное учебное заведение, которое выпускает техников, бухгалтеров и специалистов банковского дела Трудно поверить, что сто лет назад это была небольшаая мастерская, в которой обучали кузнечному ремеслу... Впрочем, обо всем по порядку.
Общество для содействия и развития
кустарной промышленности
в Тульской губернии.
Кустарно-промышленный
и художественно-промышленный музеи.
Тульская художественно-ремесленная
учебная мастерская.
кустарной промышленности
в Тульской губернии.
Кустарно-промышленный
и художественно-промышленный музеи.
Тульская художественно-ремесленная
учебная мастерская.
В 1896 году по инициативе тульского губернатора В.К. Шлиппе было основано Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии (он же и стал его президентом). Устав общества был утвержден министром земледелия и государственных имуществ 5 апреля 1896 года [1]. В Тульской губернии существовали разнообразие промыслы, но кустари нуждались в помощи: им часто не хватало образования, средств, опыта, чтобы создавать высококачественные изделия и реализовывать их. Общество для содействия и развития кустарной промышленности начинало свою деятельность при самых ограниченных средствах [2]. Оно «..собирало и разрабатывало статистические сведения о роде и числе занятий кустарей в губернии, при чем были составлены карты по уездам с нанесением на них селений и с указанием в каком именно селении и какого рода существует кустарный промысел».
Сначала Общество оказывало помощь отдельным кустарям, а затем, для более широкой постановки этого дела, оно вошло в соглашение с Тульским отделением Государственного банка, которое открыло кустарям кредит из своих средств, организовало также кредитное товарищество, на основании нормального устава таких товариществ, выработанного министерством финансов и утвержденного в 1898 году [3].
Уже в 1897 году была устроена первая выставка, в которой могли принимать участие как артели, так и частные лица. Частники находились на льготном положении: места им предоставлялись бесплатно, и только они имели право на денежные награды. Выставка состояла из 15 отделов, здесь были представлены разнообразные промыслы [1].
Успех выставки подсказал следующий шаг; создание кустарно-промышленного музея. В 1899 году музей был открыт для публики [4].
Делами музея заведовало особое правление. Музей состоял из одиннадцати отделов: ткацкого, щепного, горного, химического, инструментального и машинного, кружевного, гончарного, самоварного, скобяного, гармонного, металлического [1].
При музее имелась библиотека, состоявшая как из художественной, так и из специальной литературы. Для библиотеки выписывались книги и журналы по техническому и другим местным производствам.
В помещении музея устраивались различные чтения, лекции и беседы, имеющие отношение к кустарной промышленности [3].
В 1900 году с разрешения городской Думы в Тульском кремле были выстроены специальные павильоны для устройства кустарно-сельскохозяйственной выставки, которая состояла из двух отделов: сельскохозяйственного и кустарно-промышленного [1].
В 1902 году на выставке в Санкт Петербурге Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии удостоилось малой серебряной медали за картограммы кустарных промыслов Тульской губернии и коллекцию металлических кустарных изделий, а также за распространение среди кустарей улучшенных приемов техники и организацию кредитного товарищества, а Тульский кустарный музей — за полезную деятельность и за выставленную коллекцию кружев.
В 1903 году Общество приняло участие в первой передвижной учебно-показательной выставке для ремесленников и кустарей (здесь были представлены самоварное производство, оружейное дело, скобяной промысел и т.д.) [5].
Помимо организации выставок и постоянной экспозиции в музее, Общество оказывало помощь бывшим рабочим Императорского Тульского оружейного завода (деньгами и материалами), создавало специальные коллекции из изделий тульских кустарей и рассылало их в другие местности для продажи [3].
В конце XIX — начале ХХ веков министерство финансов проявляло особую заботу о развитии отечественной промышленности и, начиная с 1882 г., принимало меры к поднятию уровня образования рабочих. Через двадцать лет возник специальный проект положения о технических и ремесленных учебных мастерских и курсах, который был утвержден 18 марта 1902 года на Государственном совете. С 1899 года министерство финансов работало над созданием общего законоположения о художественно-промышленном образовании, и «10 июня 1902 года получило законодательное утверждение положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства министерства финансов» [6].
28 октября 1902 года А.К. Малов (классный художник Полтавского земского ремесленного училища) на заседании комитета Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии выступил с весьма убедительным докладом «О современном состоянии художественно-слесарного дела за границей по сравнению с таковым в России», в котором, умело используя статистические данные, доказывал, что России приходится дорого платить за изящные изделия, привозимые из-за границы и изготовляемые из российского металла. Лучшее средство дать возможность русскому кустарю получить художественно-ремесленное образование. «... г. Матов приходит к заключению, что в таком образовании наиболее нуждается Тула, кал исторически сложившийся и продолжающий развиваться центр металлического производства, имеющий к тому же значительные естественные богатства в лежащих вокруг него рудных месторождениях» [5] К предложению А. К. Малова отнеслись благосклонно, и уже в апреле 1903 года Александр Константинович отбыл в Санкт-Петербург для ходатайства по устройству в Туле художественно-ремесленной учебной мастерской. А.К. Малов (выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, в прошлом — помощник декоратора при дирекции Императорских театров)посвятил последние годы своей жизни мастерской [7].
Решение вопроса об открытии мастерской в Туле затягивалось. В апреле 1903 года Малов вынужден телеграфировать из Санкт-Петербурга с просьбой о высылке дополнительных средств — для дальнейшего его пребывания там. Общество высылает 150 рублей [8].
Большую помощь при открытии мастерской оказал Альберт Николаевич Бенуа. В своем письме к В.К. Шлиппе от 25 июля 1903 года он пишет: «Весьма счастлив сообщить Вам о благополучном исходе доклада исправляющего должность управляющего учебным отделом Михайлова г-ну министру финансов, состоявшегося вчера 24 июля сего 1903 г., об испрашиваемой Вашим превосходительством субсидии для оборудования и содержания в г. Туле художественно-ремесленной мастерской Г. министру финансов угодно было разрешить ныне же открыть кредит в 5000 р. на оборудование, 2000 р. на содержание мастерской в первый год и по 4000 р. в последующие года. При докладе г. Михайлов сообщил г. министру, что мастерская обеспечена уже помещением и это открытие оставалось лишь в зависимости от имеющихся быть ныне отпущенными денег, в виду этого и обращаюсь к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбою оказать Ваше мощное содействие к исходатайствованию г. министра внутренних . дел скорейшего разрешения вопроса по приспособлению имеющегося здания к нуждам мастерской, дабы возможно было уже с осени текущего года начать занятия в мастерской...» [9].
Согласно уставу «художественно-ремесленная учебная мастерская в Туле учреждалась с целью сообщать учащимся в ней художественные познания и технические приемы, необходимые для работника по обработке металлов» [10]. Мастерская была размещена в бывшем здании художественно-промышленного музея, на Киевской улице. Это небольшое каменное двухэтажное здание не было приспособлено для проведения учебных занятий: дом старый, комнаты маленькие, и располагались они неудобно. Педагогическому комитету пришлось вырабатывать особую мебель, занимающую меньше пространства, занятия распределять таким образом, чтобы в одном помещении не оказывалось слишком много учащихся, и т.д. [11].
Совет мастерской был утвержден в следующем составе: председатель В.К. Шлиппе, начальник Тульской оружейной школы полковник В С. Страхов, управляющий Тульским отделением Государственного банка статский советник А.И. Световидов, инспектор Тульского ремесленного училища статский советник А.К. Гофман, титулярный советник А.И. Крапухин [12].
В первый педагогический состав вошли в основном преподаватели из Коммерческого училища: надворный советник П.П. Смирнов, коллежский асессор Н.К. Кузьмин, коллежский секретарь П.П. Розниченко, классный художник архитектуры В. И. Сироткин, священник Н.И. Архангельский. Заведующим мастерской и преподавателем по рисованию и лепке был избран А.К. Малов [13].
26 ноября 1903 года в Туле была открыта первая в России (данного типа) художественно-ремесленная учебная мастерская [2].
Учебная программа делилась на три раздела: общеобразовательные предметы (закон божий, русский язык, история, арифметика, геометрия, география, естествоведение, чистописание), специальные предметы (рисование, технология металлов, черчение и лепка)и занятия в мастерской. Обязательным являлось изучение истории города Тулы, исторического значения тульского региона, металлического производства со времен Петра Великого по настоящее время. Уроки начинались в 8 ч. утра и продолжались до 17.30, из этого времени полтора часа отводилось на обед и полчаса — для отдыха между переменами уроков и занятий в мастерских. По субботам и в предпраздничные дни занятия прекращались до обеда [14]. К учащимся предъявлялись достаточно высокие требования. Так, согласно правилам для учеников ТХРУМ, дорожа своей честью, ученики не могли не дорожить честью своего училища и даже в отдельности честью своего класса, а потому обязаны были воздерживаться сами и воздерживать своих товарищей, как в стенах заведения, так и вне оного, от всякого рода дурных поступков.
В мастерскую принимали лиц старше 12-ти лет всех сословий и вероисповеданий. Учащиеся носили специальную форменную одежду и фуражки с эмблемой мастерской (перекрещенные молоток и циркуль в обрамлении золоченых листьев) [2].
За обучение взималась плата (6 рублей в год). Срок обучения составлял 3 года, а отделение пока было только одно — кузнечно-слесарное. Сначала прием частных заказов и их выполнение считалось обязательным условием практических занятий, но вскоре от этой формы пришлось отказаться, так как срочность и объем заказов часто вынуждали преподавателей нарушать расписание, а учащихся —целые дни за работой. Впоследствии произошли изменения в учебном плане: к трем годам обучения прибавился четвертый год практических занятий. Выпускники мастерской, в течение трех лет успешно работавшие на производстве, имели право на получение звания мастера [11].
В 1903 году музей перевели в более просторное помещение, предоставленное министерством внутренних дел (тоже на Киевской улице). Увеличение площади давало новые возможности. Например, был расширен показательный отдел, где кустарям ежедневно давались объяснения и советы по различным промыслам [3].
В своем отчете от 10.11.1904 В. К. Шлиппе писал, что показательный отдел постепенно пополняется многочисленными металлическими сплавами, изготовляемыми по рецептам в лаборатории Тульского оружейного завода особо нанятым от Общества лаборантом, затем пополняется образцами припоев и покрасок по металлу. Кроме того, производится также в «нужных случаях химический анализ сырых материалов (кож, медной латуни и проч.). Здесь же, в музее, особо нанятой ткачихой производится демонстрирование ткачества на особом станке, называемом «самолетом» [3].
Музей и мастерская теперь существуют как две самостоятельные организации, и, если сведения о музее весьма скудные, то мастерская, ,удя по всему, активно развивается.
В 1904 году, через год после открытия мастерской, для всех желающих был проведен день открытых дверей и выставка работ учащихся, о чем сообщалось в «Тульских губернских ведомостях» [15].
Тревожные события произошли в октябре I905 года. Забастовка учащихся, не явившихся утром на занятия, чрезвычайно обеспокоила заведующего и педагогический совет. Однако за заседании совета постановили следующее: «...учебные занятия в школе и мастерских продолжать нормальным порядком, считая наилучшим средством воздействия на учащихся личность преподавателя и дух школы и по возможности избегая мер репрессивных [16].
Ассигнования на деятельность Общества становились все более скудными. В 1906 году возникли проблемы с финансированием: новый президент Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии М. В. Арцимович обратился в министерство торговли и промышленности с просьбой принять мастерскую на содержание министерства, так как Общество более не имеет необходимых средств, или закрыть. Помощник инспектора по художественной части В. А. Галецкий специально приезжает в Тулу, чтобы решить судьбу мастерской. Он признает: «трехлетнее существование мастерской свидетельствует о несомненной ее полезности для местной промышленности, дает уверенность в дальнейшей плодотворной деятельности этого учебного заведения» [17]. В том же году в состав Совета мастерской вошли гласные городской Думы: Баташов, Катрухин, Бехман — представителями городского общественного управления; надворный советник Аристов — представителем Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии; Полукаров — представителем Тульского ремесленного общества; купцы Салишев, Иванов и Занфтлебен — представителями Тульского купеческого общества; Арбузов -представителем губернского и уездного земства [18].
Здание мастерской было в плохом состоянии, но средств на постройку нового пока не находилось, не хватало средств и на содержание мастерской.
Тульское губернское земское собрание ходатайствовала о передаче Тульской художественно-ремесленной мастерской в его ведение. Эта просьба была удовлетворена. Одновременно по требованию учебного отдела министерства торговли и промышленности был создан педагогический комитет «...для достижения более правильной постановки учебного дела» [19].
1 марта 1909 года в мастерских происходит пожар (один из самых серьезных, ибо за время существования Тульской художественно-ремесленной мастерской пожары происходи ли неоднократно). Уничтожена инструментальная, пришла в негодность слесарная. След ствие не установило причину пожара [2] Капитальный ремонт был завершен в 1910 году.
Между тем Александр Константиновн Малов чувствовал себя очень плохо — еще в студенческие годы он заболел туберкулезом и так и не смог вылечиться. В 1909 году его уже беспамятстве отвезли в Ялту. А.К. Малов остался без работы, без средств, с маленьким детьми и женой на иждивении. Из Ялты он пи сал: «Я считаю, что все свое здоровье я отдал мастерской, работая 6 лет в самых неблагоприятных условиях, не щадя сил». 9 июля 1909 год: на 48-м году жизни, А.К. Малов скончался. Имущество Малова было продано через сиротский суд, его жена и дети уехали в Полтаву [21]. Исполняющим обязанности заведующего Тульской художественно-ремесленной мастерской в апреле 1909 года был назначен Н.В. Поклонский, а 9 августа 1909 года — Сергей Григорьевич Монастырский (бывший заведующий Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела в Красном селе). В 1911 году С.Г. Монастырский утвержден в должности штатного преподавателя и заведующего мастерской. Под его руководством было открыто бронзо-литейное отделение, учреждены воскресные классы, где все желающие обучались лепке, рисованию, тиснению по атласу. При Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской была создана образцовая практическая мастерская, где могли работать выпускники [22].
В 1909 году были открыты чеканная и отделочная, а в 1910 году — оксидировочная мастерская, где проводилось серебрение, золочение, замеднение и никелирование. Помимо этого, каждый год в день мастерских (8 ноября — день Архангела Михаила) проводилось торжественное богослужение, для учащихся устраивались воскресные чтения, загородные прогулки, под руководством учителей готовились «ученические вечера», в программу которых входили чтение и декламация, музыкальные номера, гимнастические упражнения, постановки пьес. Репертуар весьма интересный: «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье» А Н. Островского, отрывок из рассказа С.И. Тургенева «Бежин луг» и пр. [23]. В 1908 году мастерской предложили принять участие в выставке в Санкт-Петербурге. Л.К. Малов в одном из последних своих писем к А.Н. Бенуа писал: «С болью в сердце переношусь мысленно на выставку» [21].
В 1909 году Тульская художественно-ремесленная мастерская получила диплом за участие в Санкт-Петербургской строительно-художественной выставке, на которую, помимо других ученических изделий, были высланы решетка и орел для украшения павильона министерства торговли и промышленности [24]. На Южно-Русской областной выставке в Екатеринославле в 1910 г. мастерская получает малую золотую медаль [2].
Наиболее значимые и крупные заказы выполнялись в мастерской с 1911 по 1914 годы, хотя и до этого изделия учащихся, такие, как подсвечники, рамки и т.д., успешно реализовались. В этот период учащиеся изготовили:
— для Тульского патронного завода железную решетку, решетку для лестницы, две решетки для окон, ворота железные и 3 решетки проволочные;
— для А.А. Дельвига часовню намогильную;
- для М.Д. Ершова люстру и каминный прибор;
— для Г.А. Рогова балкон железный и решетку;
— для Д.Я. Баранова железную лестницу;
— для М.С. Верещагиной лестницу и решетку для лестницы;
— для М.А. Постникова лодки для качелей;
- для скульптора Б.В. Эдуардса ограду для статуи Суворову на Рымникском поле в Румынии;
— для Тульского отделения государственного банка решетку;
— для А.Н. Бенуа 5 люстр; - для учебной мастерской ворота железные и две штук ручек железных;
- для Художественно-промышленного музея 8 штук петель шкафных;
— для К.А.Зажурило люстру;
— для Благородного собрания 2 штуки фонарей, 6 венков и 24 розетки;
- для С.А. Грекова орнамент для крыши дома;
— для Б. Милорадович люстру и 2 фонаря;
- для «Наследников Н.Я. Салишева» рамы для церкви, ворота железные, решетки для церковных оград, 2 двери для церкви, решетку для хоров в церкви и двери;
-для П.И. Иванова 1 крест железный [26].
К сожалению, сохранились далеко не все изделия. Памятник А. В. Суворову, изготовленный по эскизу одесского скульптора Б.В. Эдуардса, (а вместе с ним и ограда — изделие учащихся ТХРУМ) были демонтированы и вывезены из Румынии в 1914 году — через 8 месяцев после его установки [27].
Совсем недавно был снесен дом № 33 на улице Бундурина, парапет и ворота которого украшали изделия учащихся мастерской [28].
Но и по сей день решетки и ограды, созданные еще в начале прошлого века учащимися Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской украшают здания в нашем городе.
Например, балкон и ворота на здании бывшего дворянского пансиона-приюта (ныне филиал Юридического университета МВД), оконные рамы и ограда старообрядческой Благовещенской церкви (ныне — «Тулагорсвет») [29].
Реализация изделий учащихся ТХРУМ проходила весьма успешно. Так, например, в 1911 году в магазине министерства торговли и промышленности с 7 по 31 декабря были проданы: пепельница, ручки (б шт.), фотографическая рамка, молоток, щипцы с топориком, спичечница, подставка для писем, ручка-сова, пара подсвечников, чернильница и две петли [30].
Изделия учащихся по-прежнему высоко оцениваются на выставках. В 1913 году на выставке в Киеве Тульская художественно-ремесленная мастерская получает серебряную медаль. Изображение уголка с изделиями мастерской было помещено в книгу, посвященную выставке [31].
В 1912 году вылила в свет книга «Описание экспонатов Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской на международной выставке в Санкт-Петербурге «Устройство и оборудование школы, где подробно описывалась мастерская [11].
Однако вернемся к истории Кустарно-промышленного музея и Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии В 1911 году общество было передано в ведение Тульской губернской земской управы и вскоре перестало существовать как самостоятельная организация.[1] С 1 октября 1911 года заведующим Кустарно-промышленным музеем был назначен заведующий Художественно-ремесленной мастерской С. Г. Монастырский [32].
15 декабря 1912 года Художественно-промышленный музей был, наконец, открыт для посетителей. Теперь он состоял из следующих отделом кустарных, ремесленных и фабрично-заводских изделий; образцов, пособий и инструментов, употребляемых в местных производствах; художественного отдела и библиотеки. С. Г. Монастырский, обращался с письменными просьбами в учебные заведения и музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Академией художеств было предоставлено музею 12 картин: Петрова А. И. «Старая изгородь», Лагорио Л.Ф. «Капе де Монте», Попова А.А. «Старушка», Рылова А.А. «Глубокая река», Клапана В.А. «Норвегия», Лансере Н.Е. «За колоннами», Колесникова И.Ф. «Зимою», Голынского В.А. «Рыболовы», Максимова А.Ф. «Невский проспект в XVIII веке», Винклера К А. «Хоры черноголовых», Корина АМ. «У открытого окна», Шрейбера П.П. «У колодца». Училищем технического рисования барона Штиглица была прислана коллекция гипсов. По просьбе министерства торговли и промышленности музею были пожертвованы изделия Императорских фарфорового и стеклянного заводов, в том числе и авторские работы. Мастерскими была приобретена коллекция изделий учащихся Императорского Строгановского училища (керамика и фарфор). Позже коллекция музея пополнилась изделиями учащихся училища барона Штиглица по классу керамики (вазы и статуэтки — всего 34 предмета), изделиями красносельских кустарей, новыми картинами и графическими работами. От К.А. Зажурило (известного врача, создавшего первый в городе рентгеновский кабинет) в фонды музея поступили две фотографии Варшавского собора [33].
В 1913 году из Художественно-промышленного музея было похищено серебро. С. Г. Монастырский писал об этом так: «В ночь с 14 на 15 августа в помещение музея проникнули воры и похитили серебро красносельских кустарей и Красносельской школы, находящееся в продажном отделе. Сторож музея в ту ночь был дежурным и, находясь во дворе мастерской, ничего подозрительного не заметил. Кража была обнаружена в 7 часов утра, когда отперли отделение для продажи, чтобы подмести полы. <...> Всего похищено на 460 рублей». Поиски грабителей не увенчались успехом. Были найдены лишь несколько пар серег и серебряная туалетная коробочка, а вор скрылся [34].
Но музей продолжал свое существование. 9 августа 1915 года было получено разрешение Тульского губернатора на «...фотосъемку и зарисовку памятных мест и современных, интересных в архитектурном плане зданий в Туле и уездах Тульской губернии» [35].
Тульский художник В.Ф.Гильберт работал преподавателем рисования, вел воскресные классы при мастерской (для всех желающих научиться рисовать), в музее хранились четыре его ,картины («Жатва», «Почтовая тройка», «Зимой» и «Лето») и две акварели («Вокзал» и «Село») [36].
В декабре 1915 года из Художественно-промышленного музея в г. Белеве на пасхальную выставку были выслано 7 картин (два архитектурных этюда Ноаковского, «Зимний пейзаж» работы Гильберта и его же три этюда, две работы Егорова, «Деревенский этюд» Чумакова и одна работа в технике выжигания по дереву «Голова старушки» работы Брежнева) [37].
В том же году с благословения епископа Тульского и Белевского в музее начались производство и продажа священнослужительских облачений из холщовой набивной материи [38].
Не раз музей жертвовал кустарные изделия для благотворительных лотерей (предметы быта, игрушки и т.д.).
Октябрьская революция прервала нормальную работу в музее и мастерских. Конечно, до1917 года было все: и листовки, и тайные совещания, но дух школы был сохранен.
В 1917 году ученики Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской написали чрезвычайно искреннее письмо новому министру торговли и промышленности, в котором просили расширить учебную программу таким образом, чтобы выпускники Тульской мастерской могли впоследствии поступить в другое учебное заведение (более высокой ступени). Об этом обращении отозвались в Тульской губернской земской управе как о грубом нарушении устава Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской и поставили это на вид заведующему [39].
Но затем последовали еще более серьезные события.
В 1919 году С.Г. Монастырского обвинили в неправильном ведении дел, его отстранили от должности. Ученики устроили свой «заочный суд», на котором припомнили трудоемкие заказы для военного комитета, уничтожение листовок и многое другое [2].
Однако процесс над С.Г. Монастырским был прекращен (дело закрыли за отсутствием состава преступления). Теперь уже мастерская состояла в ведении учебного отдела народного комиссариата торговли и промышленности. В 1918 году мастерская преобразуется в учебное заведение, стоящее над второй ступенью трудовой школы с повышением приемного возраста учащихся до 16 лет [40]. Учащиеся работают над крупным и серьезным заказом: они делают новые советские гербы на башни кремля, а также на столбы Московской и Киевской застав [41]. После революции учащимся приходилось выполнять менее творческую и интересную работу: изготавливать скобы, петли, шпингалеты, собирать «полуфабрикаты» (замки) и пр. [2].
К 1917 году ассигнования на музей прекратились, и здание, где он размещался, как и здание мастерских, пришло в негодность. В 1918 году по распоряжению архитектора Юнга доступ публики в музей был закрыт вследствие ветхости потолочных балок, но музей в то же время продолжал обслуживать мастерскую, как вспомогательное при ней учреждение. С. Г. Монастырский обратился к тульскому губернскому комиссару, подробно обрисовав в своем отчете ситуацию. «Я прошу Вас, т. Комиссар, — писал С.Г. Монастырский, — посетить музей для личного ознакомления с бедственным положением музея и, в случае признания необходимым перевести музей в другое подходящее помещение, не отказать в предоставлении такого музею» [42]. Однако в 1919 году небольшой ремонт зданий все же удалось произвести.
В том же 1919 году произошло еще одно неприятное событие: Пролеткульт начал реквизицию музея и мастерских, обосновывая это передачей Тульской художественно-ремесленной школы в ведение губернского отдела народного образования. Работники мастерской сделали все, что было в их силах, и реквизиция, в конце концов, была остановлена [2].
Здесь следует сделать небольшое отступление и рассказать еще об одном учебном заведении, судьба которого тесно связана с судьбой мастерской. В январе 1921 года в Туле по инициативе художников Покаржевского, Шегаля и Белкина были созданы Государственные свободные художественные мастерские. Позже в мастерских стали работать Броневская и Солодовников. Было получено собрание картин, из которых позже составился показательный музей (это были работы современных художников и скульптора Коненкова). В первый год работы мастерские включили в себя Красноармейскую студию губвоенкома и Художественно-педагогические курсы. Ассигнования на мастерские были чрезвычайно малы, и материальное обеспечение шло за счет выполнения частных заказов. Мастерские располагались на улице Коммунаров (ныне — проспект Ленина), в здании бывшей казенной палаты и занимали всего четыре комнаты. С 27 декабря 1923 года по 15 января 1924 года проходила выставка работ учащихся (вход был платным). В 1925 году мастерские были реорганизованы в Художественно-промышленный техникум. Преподавателями теперь работали только О. В. Броневская и А. Ларчев — ее ученик [43]. К сожалению, техникум просуществовал всего лишь один год. В 1926 году он был реорганизован в курсы ИЗО при Тульской учебно-показательной мастерской (так теперь называлась ТХРУМ) [44]. Картины и скульптуры из музея Художественно-промышленного техникума были переданы в Художественный музей.
Иной была судьба Художественно-промышленного музея. Решающую роль в ней сыграл новый заведующий мастерской — И. А. Чарский, занявший этот пост в 1924 году. В тот год Тульским губоно предполагалась передача Художественно-промышленного музея музею местного края, тогда как Главпрофобр препятствовал этому, неоднократно разъясняя, что этот музей является учебно-вспомогательным учреждением для школы, совершенно необходимым для нормального выполнения учебного плана [2].
Однако в связи с предстоящим ремонта школьных зданий пришлось разгрузить музей от «предметов, не имеющих прямого отношения к школе». В плане на 1925 год И. А. Чарский писал: «Ненужные вещи продать, и денежные средства от продажи использовать дл оборудования школы. Вещи, которые принесут больше пользы в музее исторических ценностей, передать по назначению, тем самым освободить помещение, нужное для учащихся [45]. В январе 1925 года была создана комиссия под председательством Чарского в составе представителей от Художественно-исторического музея (Фомичева и Нечаевой), которой поручили в семидневный срок разработать план разгрузки.
15 марта 1925 года в 10 часов утра большую часть экспонатов (картины, гипсовые статуи иконы) погрузили на повозку и отправили Художественно-исторический музей [46].
Основная часть коллекции Художественно промышленного музея (живопись и графика и доныне хранится и выставляется в Тульском областном художественном музее.
Судьба многих экспонатов по сей день ос тается неизвестной.
В феврале 1925 года секретарь губернской детской чрезвычайной комиссии Царев осмотрел музей и отобрал для лотереи-аллегри в пользу беспризорного ребенка:
1) 7 шт. статуэток разных маленьких;
2) 4 шт. сухарниц;
3) 9 картин (1 большую и 8 маленьких).
В том же месяце были выданы для лотереи 6 самоваров, как не представляющих ценности для исторического музея, для прачечной — шкаф.
Самовар в 26 стаканов фабрики Баташева (стиль византийский), 3 статуэтки, 3 тарелочки и 1 сухарница отданы в детдом для венериков.
В мае того же года административно-организационно-хозяйственный подотдел губоно предложил «...выдать для нужд губоно один столик («фантазия») и к нему две табуретки, а также две большие картины».
В Исторический музей для уголка кустарной промышленности Тульской губернии были переданы 16 самоваров [47]. Такое документальное оформление не дает даже возможности установить, как выглядели эти экспонаты.
Так прекратил свое существование в 1925 году Художественно-промышленный музей, но мастерская продолжала свою работу. Одиннадцать раз она переименовывалась, четырежды меняла статус (мастерская — школа — техникум — колледж), объединялась с другими учебными заведениями (Тульским художественно-промышленным техникумом, Тульским индустриальным техникумом) и, наконец, стала Тульским электромеханическим колледжем имени А.Г. Рогова.
Послесловие
История на этом не заканчивается. Сегодня студенты и преподаватели колледжа продолжают поиски сведений о мастерской и музее (в том числе и я). Экспозиция музея колледжа — уже нового музея — постоянно пополняется.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Костикова С.И. «Деятельность общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии (1896 — 1911 гг.)». 75 лет Тульскому областному краеведческому музею. Материалы краеведческих чтений.— Тула: Рарус, 1995. С. 53-55
2. Иванова Е.С. «Киевская, 56» // Прикосновение. Литературно-художественный альманах. — Тула: 2003. С. 89-105.
3. ГАТО, Ф.293, oп.1, д.1, л.127-128.
4. Лучников А. «Тула славилась не только оружием» // «Молодой коммунар» от 25.01.1994, стр.2.
5. Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии. Очерки деятельности с 5 апреля 1902 года по 1 декабря 1902 года. — Тула: 1902. С. 1-2.
6. Министерство финансов. 1802-1902. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Часть вторая. — С.-Петербург: С. 610-612.
7. Тульский биографический словарь в 2-х томах. — Тула, «Пересвет»: 1996, т.2. С. 13.
8. ГАТО, Ф. 293, oп.1, д.1, л. 32.
9. ГАТО, Ф.293, оп.1, д.1, л.76.
10. ГАТО, Ф.293, оп.1, д.1, л.80.
11. Описание экспонатов Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской на Санкт-Петербургской международной выставке «Устройство и оборудование школы» — Тула: 1912. С. 3-4.
12. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 1, л. 92-93.
13. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 1, л. 96-97.
14. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 1, л. 62-65.
15. Тульские Губернские Ведомости от 10.06.1904, № 120. С. 2.
16. ГАТО, Ф.293, оп. 1, д. 6 «а», л. 43-44.
17. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 7. л.1-2.
18. ГАТО, Ф. 293, оп.1. д. 6 «а», л.31.
19. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 7, л. 14.
20. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 1, л. 10-11.
21. Лучников А., Кушников В. «Презумпция личности» // Воскресение, 1995, № 2 . С. 46-52.
22. Тульский биографический словарь в 2-х томах. — Тула, «Пересвет»: 1996, т. 2, С. 37.
23. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 29, л. 69.
24. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 12, л. 33.
25. Фонды музея ТЭК им. А. Г. Рогова, л. 3.
26. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д.1.
27. www.Vestnik.com/issues/2002/0328/win/korchenov.htm/
28. Куликов В.В. «Ажур металла рукотворный». — Тула. Приокское книжное издательство: 1990, С. 35-36.
29. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 63, л. 4.
30. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 37, л. 22.
31. Художественно-иллюстрированный альбом Всероссийской выставки в Киеве: 1913. С. 96-97.
32. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 32, л.1.
33. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д.32, л. 27,28,34,45-49.
34. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 47, л. 70.
35. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 69, л. 94, 97.
36. Скопинцева 3. «Художник и педагог» // Под сенью муз. 1996. № 15, с.2.
37. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 70, л. 8.
38. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 70, л. 23.
39. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 86, л. 54, 83.
40. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 1, л. 27.
41. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 2, л. 93, 97.
42. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 5, л. 73.
43. ГАТО, ФР-326, оп 3, д. 3524, л. 49.
44. ГАТО, ФР-326, оп. 3, д. 3644, л. 15.
45. ГАТО, ФР-326, оп.3, д. 3524, л. 97.
46. ГАТО, ФР-823, оп. 1, д. 12, л. 16.
47. ГАТО, ФР-326, оп. 3, д. 3524, л. 139-142, 210.
Уже в 1897 году была устроена первая выставка, в которой могли принимать участие как артели, так и частные лица. Частники находились на льготном положении: места им предоставлялись бесплатно, и только они имели право на денежные награды. Выставка состояла из 15 отделов, здесь были представлены разнообразные промыслы [1].
Успех выставки подсказал следующий шаг; создание кустарно-промышленного музея. В 1899 году музей был открыт для публики [4].
Делами музея заведовало особое правление. Музей состоял из одиннадцати отделов: ткацкого, щепного, горного, химического, инструментального и машинного, кружевного, гончарного, самоварного, скобяного, гармонного, металлического [1].
При музее имелась библиотека, состоявшая как из художественной, так и из специальной литературы. Для библиотеки выписывались книги и журналы по техническому и другим местным производствам.
В помещении музея устраивались различные чтения, лекции и беседы, имеющие отношение к кустарной промышленности [3].
В 1900 году с разрешения городской Думы в Тульском кремле были выстроены специальные павильоны для устройства кустарно-сельскохозяйственной выставки, которая состояла из двух отделов: сельскохозяйственного и кустарно-промышленного [1].
В 1902 году на выставке в Санкт Петербурге Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии удостоилось малой серебряной медали за картограммы кустарных промыслов Тульской губернии и коллекцию металлических кустарных изделий, а также за распространение среди кустарей улучшенных приемов техники и организацию кредитного товарищества, а Тульский кустарный музей — за полезную деятельность и за выставленную коллекцию кружев.
В 1903 году Общество приняло участие в первой передвижной учебно-показательной выставке для ремесленников и кустарей (здесь были представлены самоварное производство, оружейное дело, скобяной промысел и т.д.) [5].
Помимо организации выставок и постоянной экспозиции в музее, Общество оказывало помощь бывшим рабочим Императорского Тульского оружейного завода (деньгами и материалами), создавало специальные коллекции из изделий тульских кустарей и рассылало их в другие местности для продажи [3].
В конце XIX — начале ХХ веков министерство финансов проявляло особую заботу о развитии отечественной промышленности и, начиная с 1882 г., принимало меры к поднятию уровня образования рабочих. Через двадцать лет возник специальный проект положения о технических и ремесленных учебных мастерских и курсах, который был утвержден 18 марта 1902 года на Государственном совете. С 1899 года министерство финансов работало над созданием общего законоположения о художественно-промышленном образовании, и «10 июня 1902 года получило законодательное утверждение положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства министерства финансов» [6].
28 октября 1902 года А.К. Малов (классный художник Полтавского земского ремесленного училища) на заседании комитета Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии выступил с весьма убедительным докладом «О современном состоянии художественно-слесарного дела за границей по сравнению с таковым в России», в котором, умело используя статистические данные, доказывал, что России приходится дорого платить за изящные изделия, привозимые из-за границы и изготовляемые из российского металла. Лучшее средство дать возможность русскому кустарю получить художественно-ремесленное образование. «... г. Матов приходит к заключению, что в таком образовании наиболее нуждается Тула, кал исторически сложившийся и продолжающий развиваться центр металлического производства, имеющий к тому же значительные естественные богатства в лежащих вокруг него рудных месторождениях» [5] К предложению А. К. Малова отнеслись благосклонно, и уже в апреле 1903 года Александр Константинович отбыл в Санкт-Петербург для ходатайства по устройству в Туле художественно-ремесленной учебной мастерской. А.К. Малов (выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, в прошлом — помощник декоратора при дирекции Императорских театров)посвятил последние годы своей жизни мастерской [7].
Решение вопроса об открытии мастерской в Туле затягивалось. В апреле 1903 года Малов вынужден телеграфировать из Санкт-Петербурга с просьбой о высылке дополнительных средств — для дальнейшего его пребывания там. Общество высылает 150 рублей [8].
Большую помощь при открытии мастерской оказал Альберт Николаевич Бенуа. В своем письме к В.К. Шлиппе от 25 июля 1903 года он пишет: «Весьма счастлив сообщить Вам о благополучном исходе доклада исправляющего должность управляющего учебным отделом Михайлова г-ну министру финансов, состоявшегося вчера 24 июля сего 1903 г., об испрашиваемой Вашим превосходительством субсидии для оборудования и содержания в г. Туле художественно-ремесленной мастерской Г. министру финансов угодно было разрешить ныне же открыть кредит в 5000 р. на оборудование, 2000 р. на содержание мастерской в первый год и по 4000 р. в последующие года. При докладе г. Михайлов сообщил г. министру, что мастерская обеспечена уже помещением и это открытие оставалось лишь в зависимости от имеющихся быть ныне отпущенными денег, в виду этого и обращаюсь к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбою оказать Ваше мощное содействие к исходатайствованию г. министра внутренних . дел скорейшего разрешения вопроса по приспособлению имеющегося здания к нуждам мастерской, дабы возможно было уже с осени текущего года начать занятия в мастерской...» [9].
Согласно уставу «художественно-ремесленная учебная мастерская в Туле учреждалась с целью сообщать учащимся в ней художественные познания и технические приемы, необходимые для работника по обработке металлов» [10]. Мастерская была размещена в бывшем здании художественно-промышленного музея, на Киевской улице. Это небольшое каменное двухэтажное здание не было приспособлено для проведения учебных занятий: дом старый, комнаты маленькие, и располагались они неудобно. Педагогическому комитету пришлось вырабатывать особую мебель, занимающую меньше пространства, занятия распределять таким образом, чтобы в одном помещении не оказывалось слишком много учащихся, и т.д. [11].
Совет мастерской был утвержден в следующем составе: председатель В.К. Шлиппе, начальник Тульской оружейной школы полковник В С. Страхов, управляющий Тульским отделением Государственного банка статский советник А.И. Световидов, инспектор Тульского ремесленного училища статский советник А.К. Гофман, титулярный советник А.И. Крапухин [12].
В первый педагогический состав вошли в основном преподаватели из Коммерческого училища: надворный советник П.П. Смирнов, коллежский асессор Н.К. Кузьмин, коллежский секретарь П.П. Розниченко, классный художник архитектуры В. И. Сироткин, священник Н.И. Архангельский. Заведующим мастерской и преподавателем по рисованию и лепке был избран А.К. Малов [13].
26 ноября 1903 года в Туле была открыта первая в России (данного типа) художественно-ремесленная учебная мастерская [2].
Учебная программа делилась на три раздела: общеобразовательные предметы (закон божий, русский язык, история, арифметика, геометрия, география, естествоведение, чистописание), специальные предметы (рисование, технология металлов, черчение и лепка)и занятия в мастерской. Обязательным являлось изучение истории города Тулы, исторического значения тульского региона, металлического производства со времен Петра Великого по настоящее время. Уроки начинались в 8 ч. утра и продолжались до 17.30, из этого времени полтора часа отводилось на обед и полчаса — для отдыха между переменами уроков и занятий в мастерских. По субботам и в предпраздничные дни занятия прекращались до обеда [14]. К учащимся предъявлялись достаточно высокие требования. Так, согласно правилам для учеников ТХРУМ, дорожа своей честью, ученики не могли не дорожить честью своего училища и даже в отдельности честью своего класса, а потому обязаны были воздерживаться сами и воздерживать своих товарищей, как в стенах заведения, так и вне оного, от всякого рода дурных поступков.
В мастерскую принимали лиц старше 12-ти лет всех сословий и вероисповеданий. Учащиеся носили специальную форменную одежду и фуражки с эмблемой мастерской (перекрещенные молоток и циркуль в обрамлении золоченых листьев) [2].
За обучение взималась плата (6 рублей в год). Срок обучения составлял 3 года, а отделение пока было только одно — кузнечно-слесарное. Сначала прием частных заказов и их выполнение считалось обязательным условием практических занятий, но вскоре от этой формы пришлось отказаться, так как срочность и объем заказов часто вынуждали преподавателей нарушать расписание, а учащихся —целые дни за работой. Впоследствии произошли изменения в учебном плане: к трем годам обучения прибавился четвертый год практических занятий. Выпускники мастерской, в течение трех лет успешно работавшие на производстве, имели право на получение звания мастера [11].
В 1903 году музей перевели в более просторное помещение, предоставленное министерством внутренних дел (тоже на Киевской улице). Увеличение площади давало новые возможности. Например, был расширен показательный отдел, где кустарям ежедневно давались объяснения и советы по различным промыслам [3].
В своем отчете от 10.11.1904 В. К. Шлиппе писал, что показательный отдел постепенно пополняется многочисленными металлическими сплавами, изготовляемыми по рецептам в лаборатории Тульского оружейного завода особо нанятым от Общества лаборантом, затем пополняется образцами припоев и покрасок по металлу. Кроме того, производится также в «нужных случаях химический анализ сырых материалов (кож, медной латуни и проч.). Здесь же, в музее, особо нанятой ткачихой производится демонстрирование ткачества на особом станке, называемом «самолетом» [3].
Музей и мастерская теперь существуют как две самостоятельные организации, и, если сведения о музее весьма скудные, то мастерская, ,удя по всему, активно развивается.
В 1904 году, через год после открытия мастерской, для всех желающих был проведен день открытых дверей и выставка работ учащихся, о чем сообщалось в «Тульских губернских ведомостях» [15].
Тревожные события произошли в октябре I905 года. Забастовка учащихся, не явившихся утром на занятия, чрезвычайно обеспокоила заведующего и педагогический совет. Однако за заседании совета постановили следующее: «...учебные занятия в школе и мастерских продолжать нормальным порядком, считая наилучшим средством воздействия на учащихся личность преподавателя и дух школы и по возможности избегая мер репрессивных [16].
Ассигнования на деятельность Общества становились все более скудными. В 1906 году возникли проблемы с финансированием: новый президент Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии М. В. Арцимович обратился в министерство торговли и промышленности с просьбой принять мастерскую на содержание министерства, так как Общество более не имеет необходимых средств, или закрыть. Помощник инспектора по художественной части В. А. Галецкий специально приезжает в Тулу, чтобы решить судьбу мастерской. Он признает: «трехлетнее существование мастерской свидетельствует о несомненной ее полезности для местной промышленности, дает уверенность в дальнейшей плодотворной деятельности этого учебного заведения» [17]. В том же году в состав Совета мастерской вошли гласные городской Думы: Баташов, Катрухин, Бехман — представителями городского общественного управления; надворный советник Аристов — представителем Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии; Полукаров — представителем Тульского ремесленного общества; купцы Салишев, Иванов и Занфтлебен — представителями Тульского купеческого общества; Арбузов -представителем губернского и уездного земства [18].
Здание мастерской было в плохом состоянии, но средств на постройку нового пока не находилось, не хватало средств и на содержание мастерской.
Тульское губернское земское собрание ходатайствовала о передаче Тульской художественно-ремесленной мастерской в его ведение. Эта просьба была удовлетворена. Одновременно по требованию учебного отдела министерства торговли и промышленности был создан педагогический комитет «...для достижения более правильной постановки учебного дела» [19].
1 марта 1909 года в мастерских происходит пожар (один из самых серьезных, ибо за время существования Тульской художественно-ремесленной мастерской пожары происходи ли неоднократно). Уничтожена инструментальная, пришла в негодность слесарная. След ствие не установило причину пожара [2] Капитальный ремонт был завершен в 1910 году.
Между тем Александр Константиновн Малов чувствовал себя очень плохо — еще в студенческие годы он заболел туберкулезом и так и не смог вылечиться. В 1909 году его уже беспамятстве отвезли в Ялту. А.К. Малов остался без работы, без средств, с маленьким детьми и женой на иждивении. Из Ялты он пи сал: «Я считаю, что все свое здоровье я отдал мастерской, работая 6 лет в самых неблагоприятных условиях, не щадя сил». 9 июля 1909 год: на 48-м году жизни, А.К. Малов скончался. Имущество Малова было продано через сиротский суд, его жена и дети уехали в Полтаву [21]. Исполняющим обязанности заведующего Тульской художественно-ремесленной мастерской в апреле 1909 года был назначен Н.В. Поклонский, а 9 августа 1909 года — Сергей Григорьевич Монастырский (бывший заведующий Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела в Красном селе). В 1911 году С.Г. Монастырский утвержден в должности штатного преподавателя и заведующего мастерской. Под его руководством было открыто бронзо-литейное отделение, учреждены воскресные классы, где все желающие обучались лепке, рисованию, тиснению по атласу. При Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской была создана образцовая практическая мастерская, где могли работать выпускники [22].
В 1909 году были открыты чеканная и отделочная, а в 1910 году — оксидировочная мастерская, где проводилось серебрение, золочение, замеднение и никелирование. Помимо этого, каждый год в день мастерских (8 ноября — день Архангела Михаила) проводилось торжественное богослужение, для учащихся устраивались воскресные чтения, загородные прогулки, под руководством учителей готовились «ученические вечера», в программу которых входили чтение и декламация, музыкальные номера, гимнастические упражнения, постановки пьес. Репертуар весьма интересный: «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье» А Н. Островского, отрывок из рассказа С.И. Тургенева «Бежин луг» и пр. [23]. В 1908 году мастерской предложили принять участие в выставке в Санкт-Петербурге. Л.К. Малов в одном из последних своих писем к А.Н. Бенуа писал: «С болью в сердце переношусь мысленно на выставку» [21].
В 1909 году Тульская художественно-ремесленная мастерская получила диплом за участие в Санкт-Петербургской строительно-художественной выставке, на которую, помимо других ученических изделий, были высланы решетка и орел для украшения павильона министерства торговли и промышленности [24]. На Южно-Русской областной выставке в Екатеринославле в 1910 г. мастерская получает малую золотую медаль [2].
Наиболее значимые и крупные заказы выполнялись в мастерской с 1911 по 1914 годы, хотя и до этого изделия учащихся, такие, как подсвечники, рамки и т.д., успешно реализовались. В этот период учащиеся изготовили:
— для Тульского патронного завода железную решетку, решетку для лестницы, две решетки для окон, ворота железные и 3 решетки проволочные;
— для А.А. Дельвига часовню намогильную;
- для М.Д. Ершова люстру и каминный прибор;
— для Г.А. Рогова балкон железный и решетку;
— для Д.Я. Баранова железную лестницу;
— для М.С. Верещагиной лестницу и решетку для лестницы;
— для М.А. Постникова лодки для качелей;
- для скульптора Б.В. Эдуардса ограду для статуи Суворову на Рымникском поле в Румынии;
— для Тульского отделения государственного банка решетку;
— для А.Н. Бенуа 5 люстр; - для учебной мастерской ворота железные и две штук ручек железных;
- для Художественно-промышленного музея 8 штук петель шкафных;
— для К.А.Зажурило люстру;
— для Благородного собрания 2 штуки фонарей, 6 венков и 24 розетки;
- для С.А. Грекова орнамент для крыши дома;
— для Б. Милорадович люстру и 2 фонаря;
- для «Наследников Н.Я. Салишева» рамы для церкви, ворота железные, решетки для церковных оград, 2 двери для церкви, решетку для хоров в церкви и двери;
-для П.И. Иванова 1 крест железный [26].
К сожалению, сохранились далеко не все изделия. Памятник А. В. Суворову, изготовленный по эскизу одесского скульптора Б.В. Эдуардса, (а вместе с ним и ограда — изделие учащихся ТХРУМ) были демонтированы и вывезены из Румынии в 1914 году — через 8 месяцев после его установки [27].
Совсем недавно был снесен дом № 33 на улице Бундурина, парапет и ворота которого украшали изделия учащихся мастерской [28].
Но и по сей день решетки и ограды, созданные еще в начале прошлого века учащимися Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской украшают здания в нашем городе.
Например, балкон и ворота на здании бывшего дворянского пансиона-приюта (ныне филиал Юридического университета МВД), оконные рамы и ограда старообрядческой Благовещенской церкви (ныне — «Тулагорсвет») [29].
Реализация изделий учащихся ТХРУМ проходила весьма успешно. Так, например, в 1911 году в магазине министерства торговли и промышленности с 7 по 31 декабря были проданы: пепельница, ручки (б шт.), фотографическая рамка, молоток, щипцы с топориком, спичечница, подставка для писем, ручка-сова, пара подсвечников, чернильница и две петли [30].
Изделия учащихся по-прежнему высоко оцениваются на выставках. В 1913 году на выставке в Киеве Тульская художественно-ремесленная мастерская получает серебряную медаль. Изображение уголка с изделиями мастерской было помещено в книгу, посвященную выставке [31].
В 1912 году вылила в свет книга «Описание экспонатов Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской на международной выставке в Санкт-Петербурге «Устройство и оборудование школы, где подробно описывалась мастерская [11].
Однако вернемся к истории Кустарно-промышленного музея и Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии В 1911 году общество было передано в ведение Тульской губернской земской управы и вскоре перестало существовать как самостоятельная организация.[1] С 1 октября 1911 года заведующим Кустарно-промышленным музеем был назначен заведующий Художественно-ремесленной мастерской С. Г. Монастырский [32].
15 декабря 1912 года Художественно-промышленный музей был, наконец, открыт для посетителей. Теперь он состоял из следующих отделом кустарных, ремесленных и фабрично-заводских изделий; образцов, пособий и инструментов, употребляемых в местных производствах; художественного отдела и библиотеки. С. Г. Монастырский, обращался с письменными просьбами в учебные заведения и музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Академией художеств было предоставлено музею 12 картин: Петрова А. И. «Старая изгородь», Лагорио Л.Ф. «Капе де Монте», Попова А.А. «Старушка», Рылова А.А. «Глубокая река», Клапана В.А. «Норвегия», Лансере Н.Е. «За колоннами», Колесникова И.Ф. «Зимою», Голынского В.А. «Рыболовы», Максимова А.Ф. «Невский проспект в XVIII веке», Винклера К А. «Хоры черноголовых», Корина АМ. «У открытого окна», Шрейбера П.П. «У колодца». Училищем технического рисования барона Штиглица была прислана коллекция гипсов. По просьбе министерства торговли и промышленности музею были пожертвованы изделия Императорских фарфорового и стеклянного заводов, в том числе и авторские работы. Мастерскими была приобретена коллекция изделий учащихся Императорского Строгановского училища (керамика и фарфор). Позже коллекция музея пополнилась изделиями учащихся училища барона Штиглица по классу керамики (вазы и статуэтки — всего 34 предмета), изделиями красносельских кустарей, новыми картинами и графическими работами. От К.А. Зажурило (известного врача, создавшего первый в городе рентгеновский кабинет) в фонды музея поступили две фотографии Варшавского собора [33].
В 1913 году из Художественно-промышленного музея было похищено серебро. С. Г. Монастырский писал об этом так: «В ночь с 14 на 15 августа в помещение музея проникнули воры и похитили серебро красносельских кустарей и Красносельской школы, находящееся в продажном отделе. Сторож музея в ту ночь был дежурным и, находясь во дворе мастерской, ничего подозрительного не заметил. Кража была обнаружена в 7 часов утра, когда отперли отделение для продажи, чтобы подмести полы. <...> Всего похищено на 460 рублей». Поиски грабителей не увенчались успехом. Были найдены лишь несколько пар серег и серебряная туалетная коробочка, а вор скрылся [34].
Но музей продолжал свое существование. 9 августа 1915 года было получено разрешение Тульского губернатора на «...фотосъемку и зарисовку памятных мест и современных, интересных в архитектурном плане зданий в Туле и уездах Тульской губернии» [35].
Тульский художник В.Ф.Гильберт работал преподавателем рисования, вел воскресные классы при мастерской (для всех желающих научиться рисовать), в музее хранились четыре его ,картины («Жатва», «Почтовая тройка», «Зимой» и «Лето») и две акварели («Вокзал» и «Село») [36].
В декабре 1915 года из Художественно-промышленного музея в г. Белеве на пасхальную выставку были выслано 7 картин (два архитектурных этюда Ноаковского, «Зимний пейзаж» работы Гильберта и его же три этюда, две работы Егорова, «Деревенский этюд» Чумакова и одна работа в технике выжигания по дереву «Голова старушки» работы Брежнева) [37].
В том же году с благословения епископа Тульского и Белевского в музее начались производство и продажа священнослужительских облачений из холщовой набивной материи [38].
Не раз музей жертвовал кустарные изделия для благотворительных лотерей (предметы быта, игрушки и т.д.).
Октябрьская революция прервала нормальную работу в музее и мастерских. Конечно, до1917 года было все: и листовки, и тайные совещания, но дух школы был сохранен.
В 1917 году ученики Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской написали чрезвычайно искреннее письмо новому министру торговли и промышленности, в котором просили расширить учебную программу таким образом, чтобы выпускники Тульской мастерской могли впоследствии поступить в другое учебное заведение (более высокой ступени). Об этом обращении отозвались в Тульской губернской земской управе как о грубом нарушении устава Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской и поставили это на вид заведующему [39].
Но затем последовали еще более серьезные события.
В 1919 году С.Г. Монастырского обвинили в неправильном ведении дел, его отстранили от должности. Ученики устроили свой «заочный суд», на котором припомнили трудоемкие заказы для военного комитета, уничтожение листовок и многое другое [2].
Однако процесс над С.Г. Монастырским был прекращен (дело закрыли за отсутствием состава преступления). Теперь уже мастерская состояла в ведении учебного отдела народного комиссариата торговли и промышленности. В 1918 году мастерская преобразуется в учебное заведение, стоящее над второй ступенью трудовой школы с повышением приемного возраста учащихся до 16 лет [40]. Учащиеся работают над крупным и серьезным заказом: они делают новые советские гербы на башни кремля, а также на столбы Московской и Киевской застав [41]. После революции учащимся приходилось выполнять менее творческую и интересную работу: изготавливать скобы, петли, шпингалеты, собирать «полуфабрикаты» (замки) и пр. [2].
К 1917 году ассигнования на музей прекратились, и здание, где он размещался, как и здание мастерских, пришло в негодность. В 1918 году по распоряжению архитектора Юнга доступ публики в музей был закрыт вследствие ветхости потолочных балок, но музей в то же время продолжал обслуживать мастерскую, как вспомогательное при ней учреждение. С. Г. Монастырский обратился к тульскому губернскому комиссару, подробно обрисовав в своем отчете ситуацию. «Я прошу Вас, т. Комиссар, — писал С.Г. Монастырский, — посетить музей для личного ознакомления с бедственным положением музея и, в случае признания необходимым перевести музей в другое подходящее помещение, не отказать в предоставлении такого музею» [42]. Однако в 1919 году небольшой ремонт зданий все же удалось произвести.
В том же 1919 году произошло еще одно неприятное событие: Пролеткульт начал реквизицию музея и мастерских, обосновывая это передачей Тульской художественно-ремесленной школы в ведение губернского отдела народного образования. Работники мастерской сделали все, что было в их силах, и реквизиция, в конце концов, была остановлена [2].
Здесь следует сделать небольшое отступление и рассказать еще об одном учебном заведении, судьба которого тесно связана с судьбой мастерской. В январе 1921 года в Туле по инициативе художников Покаржевского, Шегаля и Белкина были созданы Государственные свободные художественные мастерские. Позже в мастерских стали работать Броневская и Солодовников. Было получено собрание картин, из которых позже составился показательный музей (это были работы современных художников и скульптора Коненкова). В первый год работы мастерские включили в себя Красноармейскую студию губвоенкома и Художественно-педагогические курсы. Ассигнования на мастерские были чрезвычайно малы, и материальное обеспечение шло за счет выполнения частных заказов. Мастерские располагались на улице Коммунаров (ныне — проспект Ленина), в здании бывшей казенной палаты и занимали всего четыре комнаты. С 27 декабря 1923 года по 15 января 1924 года проходила выставка работ учащихся (вход был платным). В 1925 году мастерские были реорганизованы в Художественно-промышленный техникум. Преподавателями теперь работали только О. В. Броневская и А. Ларчев — ее ученик [43]. К сожалению, техникум просуществовал всего лишь один год. В 1926 году он был реорганизован в курсы ИЗО при Тульской учебно-показательной мастерской (так теперь называлась ТХРУМ) [44]. Картины и скульптуры из музея Художественно-промышленного техникума были переданы в Художественный музей.
Иной была судьба Художественно-промышленного музея. Решающую роль в ней сыграл новый заведующий мастерской — И. А. Чарский, занявший этот пост в 1924 году. В тот год Тульским губоно предполагалась передача Художественно-промышленного музея музею местного края, тогда как Главпрофобр препятствовал этому, неоднократно разъясняя, что этот музей является учебно-вспомогательным учреждением для школы, совершенно необходимым для нормального выполнения учебного плана [2].
Однако в связи с предстоящим ремонта школьных зданий пришлось разгрузить музей от «предметов, не имеющих прямого отношения к школе». В плане на 1925 год И. А. Чарский писал: «Ненужные вещи продать, и денежные средства от продажи использовать дл оборудования школы. Вещи, которые принесут больше пользы в музее исторических ценностей, передать по назначению, тем самым освободить помещение, нужное для учащихся [45]. В январе 1925 года была создана комиссия под председательством Чарского в составе представителей от Художественно-исторического музея (Фомичева и Нечаевой), которой поручили в семидневный срок разработать план разгрузки.
15 марта 1925 года в 10 часов утра большую часть экспонатов (картины, гипсовые статуи иконы) погрузили на повозку и отправили Художественно-исторический музей [46].
Основная часть коллекции Художественно промышленного музея (живопись и графика и доныне хранится и выставляется в Тульском областном художественном музее.
Судьба многих экспонатов по сей день ос тается неизвестной.
В феврале 1925 года секретарь губернской детской чрезвычайной комиссии Царев осмотрел музей и отобрал для лотереи-аллегри в пользу беспризорного ребенка:
1) 7 шт. статуэток разных маленьких;
2) 4 шт. сухарниц;
3) 9 картин (1 большую и 8 маленьких).
В том же месяце были выданы для лотереи 6 самоваров, как не представляющих ценности для исторического музея, для прачечной — шкаф.
Самовар в 26 стаканов фабрики Баташева (стиль византийский), 3 статуэтки, 3 тарелочки и 1 сухарница отданы в детдом для венериков.
В мае того же года административно-организационно-хозяйственный подотдел губоно предложил «...выдать для нужд губоно один столик («фантазия») и к нему две табуретки, а также две большие картины».
В Исторический музей для уголка кустарной промышленности Тульской губернии были переданы 16 самоваров [47]. Такое документальное оформление не дает даже возможности установить, как выглядели эти экспонаты.
Так прекратил свое существование в 1925 году Художественно-промышленный музей, но мастерская продолжала свою работу. Одиннадцать раз она переименовывалась, четырежды меняла статус (мастерская — школа — техникум — колледж), объединялась с другими учебными заведениями (Тульским художественно-промышленным техникумом, Тульским индустриальным техникумом) и, наконец, стала Тульским электромеханическим колледжем имени А.Г. Рогова.
Послесловие
История на этом не заканчивается. Сегодня студенты и преподаватели колледжа продолжают поиски сведений о мастерской и музее (в том числе и я). Экспозиция музея колледжа — уже нового музея — постоянно пополняется.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Костикова С.И. «Деятельность общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии (1896 — 1911 гг.)». 75 лет Тульскому областному краеведческому музею. Материалы краеведческих чтений.— Тула: Рарус, 1995. С. 53-55
2. Иванова Е.С. «Киевская, 56» // Прикосновение. Литературно-художественный альманах. — Тула: 2003. С. 89-105.
3. ГАТО, Ф.293, oп.1, д.1, л.127-128.
4. Лучников А. «Тула славилась не только оружием» // «Молодой коммунар» от 25.01.1994, стр.2.
5. Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии. Очерки деятельности с 5 апреля 1902 года по 1 декабря 1902 года. — Тула: 1902. С. 1-2.
6. Министерство финансов. 1802-1902. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Часть вторая. — С.-Петербург: С. 610-612.
7. Тульский биографический словарь в 2-х томах. — Тула, «Пересвет»: 1996, т.2. С. 13.
8. ГАТО, Ф. 293, oп.1, д.1, л. 32.
9. ГАТО, Ф.293, оп.1, д.1, л.76.
10. ГАТО, Ф.293, оп.1, д.1, л.80.
11. Описание экспонатов Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской на Санкт-Петербургской международной выставке «Устройство и оборудование школы» — Тула: 1912. С. 3-4.
12. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 1, л. 92-93.
13. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 1, л. 96-97.
14. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 1, л. 62-65.
15. Тульские Губернские Ведомости от 10.06.1904, № 120. С. 2.
16. ГАТО, Ф.293, оп. 1, д. 6 «а», л. 43-44.
17. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 7. л.1-2.
18. ГАТО, Ф. 293, оп.1. д. 6 «а», л.31.
19. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 7, л. 14.
20. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д. 1, л. 10-11.
21. Лучников А., Кушников В. «Презумпция личности» // Воскресение, 1995, № 2 . С. 46-52.
22. Тульский биографический словарь в 2-х томах. — Тула, «Пересвет»: 1996, т. 2, С. 37.
23. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 29, л. 69.
24. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 12, л. 33.
25. Фонды музея ТЭК им. А. Г. Рогова, л. 3.
26. ГАТО, Ф. 293, оп.1, д.1.
27. www.Vestnik.com/issues/2002/0328/win/korchenov.htm/
28. Куликов В.В. «Ажур металла рукотворный». — Тула. Приокское книжное издательство: 1990, С. 35-36.
29. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 63, л. 4.
30. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 37, л. 22.
31. Художественно-иллюстрированный альбом Всероссийской выставки в Киеве: 1913. С. 96-97.
32. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 32, л.1.
33. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д.32, л. 27,28,34,45-49.
34. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 47, л. 70.
35. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 69, л. 94, 97.
36. Скопинцева 3. «Художник и педагог» // Под сенью муз. 1996. № 15, с.2.
37. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 70, л. 8.
38. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 70, л. 23.
39. ГАТО, Ф. 293, оп. 1, д. 86, л. 54, 83.
40. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 1, л. 27.
41. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 2, л. 93, 97.
42. ГАТО, ФР-823, оп. 2, д. 5, л. 73.
43. ГАТО, ФР-326, оп 3, д. 3524, л. 49.
44. ГАТО, ФР-326, оп. 3, д. 3644, л. 15.
45. ГАТО, ФР-326, оп.3, д. 3524, л. 97.
46. ГАТО, ФР-823, оп. 1, д. 12, л. 16.
47. ГАТО, ФР-326, оп. 3, д. 3524, л. 139-142, 210.
Библиографическая ссылка:
Иванова Е.С. Помни и верь/ Екатерина Иванова //Тульский краеведческий альманах. -2004. - С. 43-52.
Комментариев нет:
Отправить комментарий