Кафля узорчатая, лучшей самой работы

(к характеристике тульских изразцов из коллекции музея-заповедника «Куликово поле»)


Одной из интереснейших категорий находок,встречаемых при раскопках культурного слоя позднесредневековой Тулы, являются печные изразцы. Без их изучения невозможно составить полного представления о быте жителей нашего города. Изразцовые печи могут рассказать не только о вкусах и предпочтениях зажиточных тулян, но и служить надежным маркером усадеб состоятельных горожан - преуспевающих купцов, крупных землевладельцев, представителей городской администрации.
В русском интерьере XVII-XIX вв печь имела большое значение.Она была необходимой принадлежностью каждого жилого покоя, занимала в нем большое пространство, входила одновременно в архитектуру помещения, а также являлась частью его обстановки, наравне со шкафами и буфетами (16, С. 503]. Изразцовая печь была предметом роскоши и престижа и ценилась не менее «домашней библиотеки». Так, в сентябре 1746 г. у жителя Оружейной слободы города Тулы промышленника Григория Гаврилова сынаОслопова было «покрадено изразцов к печи цветных и проволоки» на сумму 3 рубля 50 копеек, вместе с печным декором злоумышленник унес две книги: «Историю о принце Евгении» ценою 3 рубля и «Историю о Троянской брани» ценою 2 рубля [6, С. 256].
Печи ставили чаще всего в углу с топкой из сеней или с улицы. Нередко две печи, расположенные в смежных помещениях, объединялись в одну и имели общую топку Затоп печи в XVII и почти до конца XVIII в. осуществлялся через камин, устроенный в стене, к которой примыкала печь. Камин (затоп) выходил в сени или в какое-то второстепенное помещение, а иногда в специальную камеру, куда приносили дрова и куда выходили камины из разных помещений. Перед камином во дворцах клали чугунные доски, а полы в этих помещениях были каменными или кирпичными. Если полы были деревянными, к ним прибивали металлический лист. Камин могли использовать для подогрева пищи или воды [10, С. 71-72].
Главным украшением печей, несомненно, были изразцы – керамические плитки, имеющие вид открытой коробки (румпы), с помощью которой они крепились к телу печи. Слово «изразец» происходит от древнего «образить» - украсить.
Для изготовления изразцов использовались умеренно-пластичные гончарные глины, прошедшие специальную обработку: их выдерживали в ямах, вымораживали, выветривали, замачивали и таким образом очищали от примесей. Тщательно перемешанную массу, освобожденную от влаги, набивали в гладкие или резные деревянные формы. Затем оттиски сушили и обжигали в печи, где они приобретали красновато-кирпичный, розовый или белый цвет, в зависимости от степени ожелезненности исходной глины. Затем наносилась глазурь, роспись, и изразец обжигался вторично [2, С. 86]. Изразцы были нескольких видов, в зависимости от их расположения и декоративной функции: стенные лицевые, образующие основной орнамент печи; стенные угловые; поясовые, из которых набирался фриз; городки, украшавшие навершие печи, ножки, перемычки. Все вместе они составляли печной набор. Как правило, туда входило от 200 до 1000 изразцов различных видов.
Необходимо отметить, что внешний облик изразцовой печи, ее архитектура, менялись со временем, в зависимости от моды и предпочтений, бытовавших в обществе. Соответственно менялся и характер печного набора, то есть виды изразцов, техника исполнения, орнамент.
Первые сведения о появлении изразцовых печей в Московии датируются XVI в. Правда, упоминания о них единичны и относятся к описанию царских и патриарших покоев. Изготавливались такие печки белорусскими, украинскими и польскими мастерами по западноевропейскому образцу. С начала XVII в. можно говорить о местном производстве изразцов [15, С. 58]. Таким образом, можем сказать, что изразцовые печки в России имеют более чем трехсотлетнюю историю. На протяжении всего этого времени менялся внешний вид печи, технология изготовления изразцов и, конечно же, стиль исполнения в соответствии с новейшими веяниями моды. Так, для конца XVI - 1-й половины
XVII вв. характерны печи в готическом стиле, для 2-й половины XVII - начала XVIII вв. в стиле ренессанс, для XVIII в. - барокко, для XIX в. - классицизм, начало XX в. - модерн.
К сожалению, ни одной печки XVI-XVII вв. не сохранилось, поэтому ее внешний облик мы можем восстановить лишь гипотетически, обращаясь к западным аналогам и характеру самого печного набора, известного нам по археологическим находкам. Подобные печи были двухъярусными с граненым или цилиндрическим верхним объемом, стоящим на кубическом нижнем ярусе [13, С. 33]. Завершалась печь фигурными городками. Лицевые изразцы имели квадратную форму и рельефное изображение, заключенное в выступающую рамку. Швы между изразцами прикрывали перемычки, из поясных изразцов набирались богатые фризы. В основном такие изразцы изготовлялись из глин, дающих при обжиге красный цвет, поэтому в литературе их принято называть терракотовыми.
Изначально изразцы ничем не покрывались, поэтому для сохранения эстетического вида печка регулярно белилась. Несколько позже появились изразцы, покрытые белым ангобом (жидкой глиной) с примесью слюды. С 30-х гг. XVII века известны «муравленые» изразцы - покрытые зеленой поливой (глазурью).
Лицевые поверхности рельефных рамочных изразцов были богато орнаментированы. Растительные и геометрические узоры, скачущие всадники и батальные сцены, звери и птицы реальные и фантастические, охотники и воины, даже изображение двуглавого орла в геральдической позе - все это сплошь покрывало поверхность изразцовых печей, превращая их плоскости в рельефный ковер. Одной из самых популярных для изображений была тема осады крепости. Изразцы, раскрывающие этот сюжет, располагались горизонтальным поясом в облицовке печи. В центре композиции размещался изразец с крепостью. Справа и слева от него изображались воины, идущие на штурм [15, С. 60].
Также популярна была серия «охота», в которую входили изразцы с изображениями различных животных и всадника с соколом. В центре этой композиции располагался изразец с барсами, сидящими под чудо-деревом [15, С. 62].
Находки рамочных изразцов в Туле немногочисленны। Несколько фрагментов красноглиняных изразцов найдены на территории кремля [9]। На одном из них хорошо виден бородатый воин в пластинчатом доспехе. Скорее всего, этот изразец входил в серию «осада крепости» и изображал войско, едущее на штурм. Несколько белоглиняных рамочных изразцов и фрагмент витой перемычки найдены на территории посадов, два фрагмента в Гончарной слободе. Они находились рядом с горнами, что дает повод предположить о наличии местного изразцового производства [7]. Серия изразцов, возможно, принадлежавших одной печке, получена в ходе археологических работ 2007 г., проводимых на месте сгоревшего здания военкомата по ул. Советской, 67. Все они покрыты белым ангобом с примесью слюды и имеют растительный орнамент. Интересен фрагмент с изображениями барсов. В этом же стиле выполнены два изразца, найденные по соседству, на месте современного торгового центра «Профит» (пересечение улиц Советской и Менделеевской).
В середине XVII века в России появляются печи в стиле ренессанс. Меняется как архитектура печи (появляются фигурные ножки и подзоры), так и ее орнамент. Теперь изразец имеет не отдельный замкнутый рисунок, а является частью единого узорчатого полотна. В специальной литературе такие изразцы называются «ковровыми». Первоначально печи эти изготовлялись белорусскими мастерами, приглашенными патриархом Никоном для обустройства Ново-Иерусалимского монастыря. Они привезли с собой секрет производства эмалевых («ценинных») изразцов. Последние по-прежнему изготовляли способом оттиска глины в деревянных формах. После первого обжига рельефный орнамент заливался разноцветной глазурью изразец обжигался вторично. Использовалась глазурь пяти цветов: зеленого, синего, желтого, белого и коричневого. Стеклянные полуфабрикаты для эмалей доставляли из-за границы [18, С. 26], поэтому «ценинные» печи были очень дорогими (цена могла достигать 20 рублей, что равнялось стоимости крестьянского дома [17, С. 242]). Понятно, что даже среди зажиточных граждан мало кто мог себе позволить подобную роскошь. Для них русские умельцы изготавливали более дешевые и более простые по исполнению рельефно-расписные и «муравленые» изразцы со стандартным орнаментом. Изразцы продавались поштучно либо печными наборами. Стоимость изразца варьировалась от 1 до 10 коп.за штуку. Средняя цена «муравленой» печки была 2 рубля (при заработке ремесленника 4 копейки в день) [17, с. 242].
Печей второй половины XVII века сохранилось очень мало. Различались два типа тепловых сооружений - собственно печи и так называемые трубы, то есть круглые или квадратные в плане облицованные изразцами змеевики, устанавливавшиеся в парадных комнатах второго этажа. Топки таких тепло¬проводных труб находились в нижних служебных помещениях.
В Туле находки эмалевых изразцов чрезвычайно редки. На сегодняшний день известно всего несколько фрагментов, происходящих из раскопа в Оружейной слободе, недалеко от Николо-Зарецкой церкви [5; 6, С. 260]. Они явно не местного производства, так как выполнены из красножгущейся глины, которая тульскими гончарами не использовалась. «Муравленые» изразцы встречаются тоже довольно редко, к тому же иногда фрагменты настолько малы, что трудно определить, к печному набору какого типа они относятся. Из письменных источников известно, что в различных палатах тульского Оружейного двора было устроено две печи «кафленых зеленых», две - «кафленых ценинных», а также несколько - «кафленых белых» [6, С. 254].
Резкий поворот в развитии изразцового производства случился на рубеже XVTI-XVIII вв. И связан он с деятельностью Петра I. Во время своего путешествия по Европе в 1697-98 гг. молодой русский царь познакомился со знаменитой голландской (дельфтской) керамикой. Она так ему понравилась, что Петр I приказывает устроить в Летнем дворце печи «на галанский манир». Для этого в 1709 г. в мастерских Ново-Иерусалимского монастыря начинают производство «кафли» - гладких изразцов с сине-белой росписью. Во дворце Меньшикова голландской кафлей украшены даже стены. Вслед за Петром и его приближенным, печи из «кафли» начали ставить в своих апартаментах высшие сановники и знатные дворяне. Для изготовления гладких расписных изразцов не требовалась резная деревянная форма. Их ровную поверхность покрывали белой эмалью, затем на нее наносили роспись, после чего изразец обжигали. При обжиге расплавлялась эмаль и одновременно вплавлялась роспись. Роспись производилась в два этапа: мастер наводил основной рисунок, а после него рабочие «малевали усики» [16, С. 504].Надо заметить, что изразцы с монохромной росписью у простых людей не пользовались популярностью. Поэтому до 30-х гг. XVIII в. бытуют рельефно-расписные изразцы. Их лицевая поверхность представляла прямоугольник, основанием которого служила узкая сторона. Фон прямоугольника белый, большую часть его поверхности занимает рельефная цветная орнаментальная рамка, окружающая гладкий выпуклый медальон, как правило, овальной формы. В этом медальоне на белом фоне сделана роспись, обычно, синей краской. Часто в орнаментации таких изразцов использовались барочные картуши, нередко геральдического типа, короны, вензеля.
На архитектуре печей XVIII века чрезвычайно сильно отразилось господствовавшее в это время в русском зодчестве барокко. Они представляли собой сложные монументальные сооружения, расчлененные на два или три яруса и украшенные многочисленными колонками, нишами и карнизами. В наиболее ответственных постройках печи нередко исполнялись по проекту профессионального архитектора. Такие печи приобретали облик индивидуального сооружения с отпечатком личного почерка, как в общей архитектурной идее, так и в отдельных деталях. Как правило, печи устраивали прямоугольные в плане или угловые - с главным фасадом, развернутым под углом в 45 градусов к взаимно перпендикулярным стенам [13, С. 8].
Барочный печной набор был сложным и разнообразным. Он состоял из стенных изразцов обычного и удлиненного формата, сложнопрофильных поясов, различных балясин, угловых полуколонок. В отдельных наборах встречались своеобразные декоративные детали - арочные ниши, фигурные вставки и т.п. Каждый изразец имел богатую орнаментальную рамку, представляющую собой более или менее пышную композицию из геометрических элементов, сеток, веточек и листьев, складок тканей и др. В центре ее помещалось жанровое изображение. На профильных изразцах роспись состояла из орнаментальных, в большинстве случаев растительных мотивов. Сюжеты росписи гладких изразцов были весьма разнообразны. Внимание привлекал как человек, так и животные, птицы, пейзажи. Жанровые сценки нередко представляли собой аллегорические и символические картинки или иллюстрации широко распространенных сюжетов. Часто подобные картинки снабжались нравоучительной подписью. Мастера, расписывающие изразцы, черпали сюжеты из очень широкого круга источников. Сюда относятся буквари и другие книги, случайно увиденные картины и гравюры. В некоторых случаях сюжеты росписей объединялись единой темой, и печь превращалась в своего рода раскрытую книгу.
Судя по письменным источникам, в середине XVIII в. существовало несколько видов расписных изразцов: «живописные, на которых лица означаются лучшею самою работою» (они же и самые дорогие - 4 рубля за сотню), «таковые ж средней работы» (3 рубля за сотню), «гладкие белые с каемками» (по 2 рубля), «шпелмовые и гладкие зеленые и гладкие ж белые без каем» (по рублю) [3, С. 198]. На одну печь в зависимости от объема и сложности профилей могло пойти от 500 до 1000 различных изразцов. Нетрудно подсчитать, что стоимость изразцового убранства такой печки могла достигать 40 рублей.
Находки изразцов барочного печного набора в Туле измеряются сотнями. Среди них встречаются и рельефно-расписные, и гладкие сине-белые, и гладкие многоцветные. Можем предположить, что это связано с ростом населения города и удешевлением и, следовательно, доступностью самих изразцовых печей. Особенно хочется отметить комплекс изразцов, полученных в ходе археологических работ вблизи Николо-Зарецкого храма в Заречье. Было найдено несколько десятков изразцов, принадлежавших одной печке. При сопоставлении плана раскопок и реконструкции этих кварталов на XVIII в., выполненной И.Н. Юркиным, было выдвинуто предположение, что найденная печка относится к усадьбе купца И. Аколова [6, С. 261].
Изменение стиля русского интерьера в екатерининскую эпоху, в последней трети XVIII века, оказало решающее влияние на дальнейшую эволюцию изразцов и печей. Форма печей приобрела строгий, спокойный силуэт, четкость горизонтальных и вертикальных членений, уравновешенность декора. Изменились как приемы росписи, так и сюжеты изразцов. Рисунок стал более орнаментальным, отвлеченным и стал располагаться уже не на одном или двух изразцах, а нередко на целом зеркале печи или на значительной его плоскости соответственно новому архитектурному членению объема печи. На каждом отдельном изразце помещалась теперь лишь небольшая часть общей композиции. Место жанровых сценок занимают теперь тонкие классические композиции из гирлянд, колонн, урн и ваз. В наиболее богатых и роскошных домах в конце XVIII в. появляются новые «фаянсовые печи». Классические вазы, канелюры, сухарики и прочие декоративные элементы лепили непосредственно из массы и покрывали белоснежной эмалью в подражание мраморным сооружениям малых форм.
В росписи массовой, более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет, пышная рамка уступила место тонкой голубой кайме, а сюжетная сценка - изображению вазы с букетом цветов или урны с покрывалом. Печи, сложенные из подобных изразцов, почти не имеют архитектурных украшений. В Туле находки подобных изразцов достаточно часты, правда, большинство из них не попадают в музейные коллекции, так как не обладают экспозиционной привлекательностью.
Было ли в Туле изразцовое производство и с какого времени? Мы уже говорили, что есть определенные основания предполагать: белоглиняные рамочные изразцы могли изготавливаться в Гончарной слободе в первой половине XVIIв. Мы можем предположить, что там же изготавливались и «муравленые». К сожалению, никаких письменных свидетельств на этот счет нет. Есть сведения, что в 1731 г., когда в Москве по проекту В.В. Растрелли возводился летний дворец Анны Иоанновны - Анненхоф, заказ на изготовление изразцов для дворцовых печей получили тульские и калужские гончары [16. С.505]. Информация о 2-й половине XVIII в. Выглядит несколько более определенно. По справке Тульской оружейной канцелярии 1762 г., гончары делали «разных маниров пещные кафли». В 1775г. в Туле имелся один «изращатой» завод, производительность которого составляла 50 печей. Его владельцем был 73-летний Гардей Максимов сын Фомин, специализацией завода являлась «кафелная работа» [6, С. 255]. Интересно, что в 1783г., при упразднении Гончарной слободы, Г.М. и В.Г. Фомины записались в местное мещанство, не сумев объявить пятисотрублевого капитала, позволявшего претендовать на купеческое звание. Видимо, кафельное производство больших доходов не гарантировало. В любом случае, с такими крупными центрами кафельного производства, как Калуга (10 заведений в 1785 г.), Балахна (ныне Горьковская обл.), подмосковные Коломна и Бронницы (по восемь и 24 завода соответственно в конце XVIII в.), тулянам тягаться явно было не под силу. Вадим Касаткин считает, что причинами, тормозившими развитие данной отрасли в городе, являлось безраздельное доминирование оружейного производства, «вбиравшего» всех наиболее креативных личностей совсей округи, а также то, что тульские кирпичники занимались, главным образом, строительством (70% от общего числа семей Гончарной слободы), причем не только в родном городе, но и далеко за его пределами [6, С. 255-256].

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Баранова С. И. «Изразцов набор различный...» // Антиквариат. М, 2004. № 9.
2. Власова Г. Изразец живительный и жаркий // Антиквариат. М., 2004. № 5
3. Воронов Н.В. Русские изразцы XVIII // Памятники культуры. Вып. 2. М., 1960.
4. Воронов Н.В. Изразцы // Русское декоративное искусство. От древнейшего периода до XVIII века. М., 1962. Т 1.
5. Воронцов А.М. Охранные археологические исследования в зоне строительства Демидовского мемориала // Научно-практическая конференция памяти Демидовых. Тула, 1998.
6. Воронцова М.А. Изразцы из раскопок 1996 года на территории Оружейной слободы города Тулы /М.А. Ворон¬цова, В.А. Касаткин // Позднесредневековый город: археология и история. Сб. ст. в 2-х ч. Тула, 2007. Ч. 1. Изучение позднесредневековой Тулы.
7. Гриценко В.П. К вопросу об исторической топографии Тульской оружейной слободы XVII-XVIH вв. / В.П. Гриценко, А.В. Шеков // Тульский металл в истории российской промышленности и предпринимательства. Тула, 1992.
8. Екимов Ю.П Осадные дворы Тульского кремля XVI-XVII вв. // Тульский краеведческий альманах. 2004. Вып. 2.
9. Екимов Ю.Г. Археологические исследования на территории Тульского кремля в 1999-2000 гг. (раскоп 1) // Позднесредневековый город: археология и история, сб. статей в 2-х ч. Тула, 2007. Ч. 1. Изучение позднесредневековой Тулы.
10. Ильенко В.И. Некоторые сведения об изразцовых печах XVII-XVIII веков // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 5. М., 1993.4.1.
11. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М., 1976.
12. Наумов АН. Отчет об исследования в г. Туле и на Куликовом поле в 1996 г. Архив ИА РАН. Р-1.
13. Немцова Н.И. О стилях архитектуры русских изразцовых печей XVII-XVIII вв. // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 5. М., 1993. Ч. 1.
14. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII вв.: метод, рекомендации. М., 1989.
15. Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVHI вв. САИ Е 1-39, М., 1968.
16. Салтыков А.Б. Изразцы// Русское декоративное искусство. Восемнадцатый век. Т. 2. М., 1963.
17. Хелли Р. Стоимость строительных материалов в Московском государстве XVII в. // Культура средневековой Москвы: XVII в. М., 2000.
18. Щапова Ю.А. Некоторые наблюдения над технологией изготовления изразцов // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 5. М., 1993. Часть 1.
19. Юркин И.Н. Демидовы в Туле: из истории становления и развития промышленной династии. М., 1998.

Библиографическая ссылка:
Воронцова М. А. Кафля узорчатая, лучшей самой работы: (к характеристике тульских изразцов из коллекции музея-заповедника «Куликово поле») / Мария Воронцова // Тульский краеведческий альманах. – 2008. – С. 19-24

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100