Церковно-приходские попечительства в Тульской губернии в конце XIX – начале XX века


2 августа 1864 года по инициативе Святейшего Синода был принят закон об устройстве приходских попечительств при православных церквях [1]. Закон разрешал открывать церковные попечительства, по сути, являвшиеся благотворительными обществами, «постепенно, и по мере удобств и надобности».
Создавались попечительства с целью заботы о благоустройстве и хозяйственном благосостоянии приходской церкви, начальном обучении детей, а также благотворительных деяний в рамках прихода.
До 1864 года в Тульской губернии действовали лишь Тульское епархиальное попечительство о призрении бедных духовного звания (открыто в 1823 г.) и церковно-приходское попечительство в селе Переволоки Крапивенского уезда (1827 год). После принятия вышеупомянутого закона число попечительств увеличивается согласно предписаниям: постепенно, по 1-2 общества в год, да и то не во всех уездах. Так, в 1896 году в городах функционировало 11 попечительств (из них два в Туле), в сельской местности их количество возросло до 79 [2].
Удовлетворяло ли потребностям всех нуждающихся данное количество? И насколько эффективна была их деятельность? Сведения об этом содержатся в «Тульских епархиальных ведомостях», которые периодически публиковали отчеты о деятельности некоторых попечительств. Однако часто попадаются высказывания следующего содержания: «...редко приходится сообщать о деятельности церковно-приходских попечительств...» [3], «...относительно попечительств высказано было, что они не открываются или слабо действуют по бедности приходов...» [4], «...до 1897 года деятельность церковно-приходских попечительств была неудовлетворительной (за редким исключением)» [5].
Таким образом, несмотря на увеличение числа попечительств, они не могли оказать должного содействия бедствующим. Причины этого были различными. Недостаток средств (иногда целые причты [6] жертвовали от 5 до 10 копеек в год). А ведь основным источником денежных поступлений были именно добровольные пожертвования. Главными способами сбора денег были: кружечный сбор - пожертвования в кружки, которые находились в церкви, или сбор по «сборным книгам» за пределами прихода. Кроме этого, попечительства имели право просить пособий от казны. Но большинство средств составляли именно частные поступления деньгами. А по причине нехватки денежных средств принимались пожертвования одеждой, продуктами, материалами на ремонт храма и т.п.
Другая причина неэффективной деятельности попечительств - узкие направления оказываемой помощи: в основном собранные средства шли на поправку храма или церкви, на поддержание причтов. Таким образом, на благотворительные цели: содержание школы, помощь неимущим и т.п. -17-20% оставалось в лучшем случае [7].
Благотворительных заведений при церковных попечительствах, которые оказывали бы помощь нуждающимся на постоянной стационарной основе, было крайне мало. В основном это были богадельни - заведения для престарелых бедных или неспособных к труду. Из 12 уездов Тульской губернии в четырех (Ефремовском, Епифанском, Одоевском, Чернском уездах) таких заведений не было вообще [8]. В наиболее выгодном положении находились Богородицкий и Белевский уезды. В Богородицком уезде действовали 2 приходские богадельни на 5 человек каждая, ночлежный дом, больница на 6 человек. В городе Белеве функционировало 8 богаделен, 2 ночлежных дома на 5 человек каждый, больница и касса взаимопомощи духовенства в случае пожара. Но и это количество заведений являлось ничтожным.
Наиболее распространенным видом благотворительных заведений при церковно-приходских попечительствах были богадельни. Главными обязанностями смотрителей этих заведений являлись: ведение хозяйства, поддержание физического благосостояния призреваемых и забота об их внутреннем (душевном) благосостоянии [9].
Показательной является деятельность Тульской епархиальной богадельни на 40 человек. Она была открыта в 1890 году при Тульском епархиальном попечительстве о призрении бедных духовного звания. Деятельность заведения регламентировала «Инструкция Комитету, учрежденному для непосредственного управления Тульской Епархиальной богадельней» [10]. В первой ее части содержались указания по хозяйственному управлению (ежегодное страхование, частый осмотр строений, своевременное исправление повреждений, исправное состояние описи всего имущества, ведение приходно-расходной книги).
Вторая часть «Инструкции» регламентировала прием в богадельню лиц только «по предоставлении или удостоверении личности от приходских священников». Здесь же содержались рекомендации об условиях содержания призреваемых (одежду и белье делать из возможно менее грубых материалов, пищу готовить по возможности приспособленную к старческому возрасту, заболевшим приглашать врача и т.п.).
В третьей части содержались указания насчет «душевного благосостояния»: постоянно поддерживать чтение в присутствии всех, соблюдать утренние и вечерние молитвы, посещать в воскресенье и праздничные дни церковь и даже начать основание собственной библиотеки.
Средства на содержание богадельни поступали в основном от лиц духовного звания. Так, в 1890 году поступили пожертвования от 4 священников, одного мещанина, губернского секретаря окружного суда, землевладелицы, двух крестьян. Суммы пожертвований составляли от 5 копеек до 24 рублей [11].
Таким образом, деятельность церковно-приходских попечительств с момента издания закона об их образовании (1864 год) вплоть до 1897 года оставалась малоэффективной и неудовлетворительной. До 1897 года в уездах Тульской губернии существовало лишь 20 богаделен при церковных попечительствах. Количество призреваемых в них составляло от 5 до 10 человек.
Ситуация резко изменилась в 1897 году. По данным 1898 года, в Тульской губернии возникло 519 новых благотворительных обществ. В среднем на каждые 100 000 жителей в Тульской губернии приходилось 56 благотворительных учреждений (заведений и обществ). Для сравнения: в Санкт-Петербурге - 62, в Москве - 49 на каждые 100 000 жителей [12]. Тульская губерния оказалась на втором месте в России после Санкт-Петербургской по числу благотворительных учреждений! Преимущественно эти общества были созданы в 1897 году и являлись церковно-приходскими по-печительствами. Фактически при каждой церкви было образовано свое попечительство.
С чем могли быть связаны такие глобальные перемены? Изменение в сознании прихожан и массовое стремление к благотворительности? Едва ли. Крупные пособия из казны? Тоже нет. Ответ находим в «Тульских епархиальных ведомостях» № 7 за 1898 год.
14 сентября 1897 года Его Преосвященством Епископом Тульским и Белевским Питиримом было предписано причтам всех приходских церквей открыть приходские попечительства в двух-, трехнедельный срок! Причиной, побудившей его к этому, стало бедственное положение населения вследствие неурожая во многих местах губернии в 1897 году [13] В связи с тем, что до той поры деятельность попечительств была «вялой», учреждалась особая временная комиссия для наблюдения за функционированием попечительств. Сведения в данную комиссию должны были поступать в виде кратких отчетов.
Из первых сведений, поступивших в комиссию в феврале 1898 года, следует, что церковнопри-ходские попечительства были открыты. Исключение составили 20-30 приходов (из восьмисот) по уважительным причинам - болезнь, смерть, смена священника.
Отчеты показали, что главным на первых порах деятельности попечительств стало изыскание средств для помощи нуждающимся. Не везде эти средства были достаточными, «но большинство успели собрать (иногда не один раз) весьма значительные средства до нескольких сотен и тысяч рублей» [14].
Расширились способы сбора средств. Помимо сохранявшихся кружечных сборов и «сборных книг», вводились членские взносы, сборы при особых обстоятельствах (свадьбы, праздники...). Помощь пострадавшим от неурожая была оказана также Тульским отделением Общества Красного Креста. Направлялась она через возникшие церковные попечительства, так как считалось, что только «совет попечительства отлично знает состояние каждого прихожанина... и может беспристрастно судить о нужде и количестве пособий для его устранения» [15]. Очевидно, что деятельность церковно-приходских попечительств в 1897-98 годах активизировалась, но не без помощи извне. Сохранялось ли такое положение дел в последующие годы? Количество попечительств, судя по отчетам 1901 года, не сократилось. При 821 приходской церкви действовало 807 попечительств [16]. Расширяются источники средств к существованию. С 1898 года «Тульские епархиальные ведомости» в каждом номере публикуют списки пожертвований, число которых возрастает и приобретает массовый характер. Для духовенства был установлен обязательный сбор в пользу попечительства. Но, помимо священнослужителей, все чаще в публикуемых списках фигурируют представители разных сословий: крестьяне, мещане, князья, купцы, дворяне и т.д. Кроме частных пожертвований деньгами,появляются и другие финансовые и материальные поступления:
- окладной сбор с каждой души мужского пола
в приходе (на построение колокольни, школы...);
- плата с более состоятельных родителей за обучение в церковно-приходской школе;
- вещественные сборы и пожертвования (лес, железо, песок, камень и др.);
- доход от продажи изготовленных попечительством намогильных крестов;
- доход от продажи икон;
- с пчельника (продажа меда и вощины);
- доход от продажи травы на кладбище и другие поступления (всего около 20 пунктов) [17].
Расширяется и сословный состав председателей попечительств. Как и прежде преимущественно ими являются священнослужители. В некоторых уездах председателями были местные дворяне. Сенатор Д.А. Свербеев и генерал-лейтенант Головин в Новосильском уезде; в Епифанском - графы П.А. и А.А. Бобринские, Олсуфьев; в Веневском уезде - князь А.Н. Шаховской, в Чернском - князь П.В. Долгоруков, барон А. Дельвиг. Князья возглавляли отдельные попечительства в Белевском, Крапивенском, Ефремовском уездах [18].
Кроме этого, в списках присутствуют полковники (Крапивенский, Тульский уезды), инженеры (г. Венев, г. Чернь), купцы, врачи (Алексинский, Одоевский уезды), мещане (Алексинский уезд), лесничий (Крапивенский уезд). Деятельность церковно-приходских попечительств перестает быть заботой лишь духовенства.
Некоторые церковно-приходские попечительства, помимо своего основного предназначения - помощи неимущим, начального обучения и поддержания церкви, стали активно заниматься религиозно-нравственным просвещением прихожан. Для этого попечительствами создаются библиотеки, выписываются брошюры и журналы («Троицкие листки», «Сельский вестник», «Русское чтение», «Кормчий» и др.). Принимаются меры к достойному провождению воскресных и праздничных дней (прекращение ночных гульбищ, исправное посещение храмов и т.д.).
Основной проблемой в деятельности попечительств оставался «медицинский вопрос» - оказание врачебной помощи в деревне. Об этой проблеме, которая была актуальна и в других губерниях России, упоминал ректор Санкт-Петербургской семинарии архимандрит Сергий: «Деревни переполнены перехожими калеками, людьми бездомными, пропитывающимися Христовым именем... в деревнях % рождений редко где превышает % смертей... вся беда от полной медицинской беспомощности деревни» [19]. Действительно, при росте количества благотворительных обществ вообще и церковно-приходских попечительств в частности число больниц составляло от 1 до 8 на уезд. Преимущественно это были земские лечебницы. Роль приходских попечительств в вопросе оказания медицинской помощи являлась неудовлетворительной. Среди других существенных недостатков можно выделить следующее: не во всех попечительствах в надлежащем состоянии находились необходимые документы. Это позволяло части духовенства на всегда отдавать попечительству средства, полученные от кружечных и других сборов. Некоторые попечительства по-прежнему односторонне приобретали и расходовали средства, в основном на школу [20].
В целом, по данным 1901 года, деятельность попечительств признавалась успешной и вполне удовлетворительной. Так, при ревизии в Епифанском уезде лишь в селе Гагарино-Архангельском деятельность попечительства была признана неудовлетворительной. Такая ситуация была объяснена болезнью протоиерея Дружинина, который вскоре скончался [21].
В 1901 году лучшей была признана деятельность Староникитского, Петропавловского и
появляются и другие финансовые и материальные поступления:
- окладной сбор с каждой души мужского пола
в приходе (на построение колокольни, школы...);
- плата с более состоятельных родителей за обучение в церковно-приходской школе;
- вещественные сборы и пожертвования (лес, железо, песок, камень и др.);
- доход от продажи изготовленных попечительством намогильных крестов;
- доход от продажи икон;
- с пчельника (продажа меда и вощины);
- доход от продажи травы на кладбище и другие поступления (всего около 20 пунктов)17.
Расширяется и сословный состав председателей попечительств. Как и прежде преимущественно ими являются священнослужители. В некоторых уездах председателями были местные дворяне. Сенатор Д.А. Свербеев и генерал-лейтенант Головин в Новосильском уезде; в Епифанском - графы П.А. и А.А. Бобринские, Олсуфьев; в Веневском уезде - князь А.Н. Шаховской, в Чернском - князь П.В. Долгоруков, барон А. Дельвиг. Князья возглавляли отдельные попечительства в Белевском, Крапивенском, Ефремовском уездах [18].
Кроме этого, в списках присутствуют полковники (Крапивенский, Тульский уезды), инженеры (г. Венев, г. Чернь), купцы, врачи (Алексинский, Одоевский уезды), мещане (Алексинский уезд), лесничий (Крапивенский уезд). Деятельность церковно-приходских попечительств перестает быть заботой лишь духовенства.
Некоторые церковно-приходские попечительства, помимо своего основного предназначения – помощи неимущим, начального обучения поддержания церкви, стали активно заниматься религиозно-нравственным просвещением прихожан. Для этого попечительствами создаются библиотеки, выписываются брошюры и журналы и журналы («Троицкие листы», «Сельский вестник», «Русское чтение», «Кормчий» и др.). Принимаются меры к достойному проведению праздничных и воскресных дней (прекращение ночных гульбищ, исправное посещение храмов и т.д.).
Основной проблемой в деятельности попечительств оставался «медицинский вопрос» - оказание врачебной помощи в деревне. Об этой проблеме, которая была актуальна и в других губерниях России, упоминал ректор Санкт-Петербургской семинарии архимандрит Сергий: «Деревни переполнены перехожими калеками, людьми бездомными, пропитывающиеся Христовым именем… в деревнях % рождений редко где превышает % смертей…вся беда от полной медицинской беспомощности деревни» [19]. Действительно при росте благотворительных обществ вообще и церковно-приходских попечительств в частности число больниц составляло от 1 до 8 на уезд. Преимущественно это были земские лечебницы. Роль приходских попечительств в вопросе оказания медицинской помощи являлась неудовлетворительной.
Среди других существенных недостатков можно выделить следующее: не во всех попечительствах в надлежащем состоянии находились необходимые документы. Это позволило части духовенства на всегда отдавать попечительству средства, полученные от кружечных и других сборов. Некоторые попечительства по-прежнему односторонне приобретали и расходовали средства, в основном на школу [20].
В целом, по данным 1901 года, деятельность попечительств признавалась вполне успешной и удовлетворительной. Так, при ревизии в Епифанском уезде лишь в селе Гагарино-Архангельском деятельность попечительств была признана неудовлетворительной. Такая ситуация была объяснена болезнью протоирея Дружинина, который вскоре скончался[21].
В 1901 году лучшей была признана деятельность Староникитского, Петропавловского и Александроневского попечительств в городе Туле. Годовые поступления в них составили от 1652 Hf6. до 2356 руб. В уездах лучшими были Дмитриевское попечительство в Алексинском уезде и Семеновское - в Веневском. Их годовой «приход» был более 900 рублей в каждом. Средства были потрачены на ремонт храмов, проведение религиозно-нравственных чтений, на нужды школ и прихожан.
Таким образом, можно констатировать тот факт; что при многообразии форм помощи бедным, деятельность церковно-приходских попечительств явилась в последнее десятилетие XIX века. Функционирование отдельных попечительств и количество средств, поступавших на их существование, зависело от предприимчивости председателей попечительств и активности прихожан. В Тульской губернии попечительства, созданные в 1897 году по предписанию Епархии, продолжили свое развитие ив начале XX века. Несмотря на их неравномерное развитие в отдельных уездах, в целом количество попечительств составляло более 90% от числа благотворительных обществ во всех уездах Тульской губернии. Доля заведений (в основном это оставались богадельни) при церковно-приходских попечительствах в среднем составляла от 20 до 55% от общего числа благотворительных заведений [22]. Церковно-приходские попечительства распространялись повсеместно и направляли свои стремления на решение проблем местного сообщества, в нуждах которого они были наиболее компетентны.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр.И.Т.ХХХ1Х(1864). № 41144.
2. Сведения по: Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т. 1-3. См.: Т. 2. Тульская губерния.
3. Тульские епархиальные ведомости. 1896. № 16. С. 507.
4. Там же. №3. С. 58.
5. Там же. 1898. №7. С. 284.
6. Причт - состав священнослужителей (священник и дьякон) и церковнослужителей (псаломщики), служащих при
ной церкви.
7. Ульянова Г. Н. Церковноприходские попечительства как структурная единица // Благотворительность в России.СПб., 2004. С. 173.
8. Сведения по: Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 2.
9. ГАТО, ф.776, оп.1, д.6, л.32.
10. Там же. Л. 32-40.
11 ТамжеЛ.41-43.
12. Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1.
13. Тульские епархиальные ведомости. 1898. № 7. С. 284 - 287
14. Там же.
15. Там же.
16. Церковно-приходские попечительства Тульской епархии в 1901 году. Тула, 1902. С. I.
17. Там же. С VI-VII.
18. Табл. сост. по: Церковно-приходские попечительства Тульской епархии в 1901 году. С. II- III.
19. Церковно-приходские попечительства Тульской епархии в 1901 году. С. 119.
20. Там же. С. 117
21. Там же.С. 116
22. Сведения по: Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 2

Библиографическая ссылка:
Якубсон Е. В. Церковно-приходские попечительства в Тульской губернии в конце XIX – начале XX века./ Евгения Якубсон // Тульский краеведческий альманах. - 2008. - С.50-53

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100