Листая пожелтевшие страницы тульских газет военных лет, поражаешься тому, какой насыщенной, интенсивной, несмотря на тяготы и лишения военного времени, была духовная жизнь города - в суровые годы Великой Отечественной интерес к искусству не ослабевал.
Очевидно, что власти города принимали все меры для удовлетворения культурных потребностей населения. Практически не прекращали свою деятельность кинотеатры: им. Бобякина, «Форум», «Спартак», им. Степанова. На последней полосе газеты «Коммунар» афиши объявляли репертуар: укрепляющие боевой дух «Суворов» и «Чапаев», поднимающие настроение комедии «Цирк» и «Антон Иванович сердится», мелодрама «Машенька» о простой русской девушке и иностранный фильм «Леди Гамильтон» о непростой англичанке. Госцирк приглашал: «Большая цирковая программа с участием лучших мастеров циркового искусства. Начало в 6 час. 30 мин.».
С первых дней после объявления войны Тульская областная филармония развернула работу по обслуживанию мобилизованных на призывных пунктах. Уже 6 июля 1941 года в газете «Коммунар» появилась небольшая заметка о том, что бригада артистов, в состав которой входили солисты, чтецы, баянисты, дала 15 концертов для красноармейцев, «отправляющихся на защиту Родины от фашистских банд Гитлера».
По воспоминаниям жительницы Тулы Ирины Макаровой, дочери музыканта-скрипача Феодосия Макарова, симфонический оркестр, накануне войны игравший в любимом туляками Центральном парке, весной 1941 года с дирижерами Бородиным и Лазерсоном отправился на гастроли на Украину, в Ворошиловград, где их застала война. «Как они выбирались оттуда - не представляю, рассказов не помню. Но как мы с мамой волновались и ждали папу, запомнилось на всю жизнь», - пишет Ирина Феодосьевна.
В семейном архиве Макаровых сохранилась фотография оркестра Тульской областной филармонии, сделанная непосредственно перед началом войны, летом 1941 г. в Ворошиловграде, откуда гастролировавшему там коллективу филармонии пришлось выбираться уже в условиях военного времени. На обратной стороне снимка аккуратно записаны фамилии тех, кто на нем запечатлен.
Сохранившаяся трудовая книжка Феодосия Александровича Макарова сообщает нам, что в начале августа 1941 г. областная филармония была ликвидирована, а все ее сотрудники уволены. Ф.А. Макаров поступил на завод "Красный Октябрь" в цех плановиком, но через месяц уволился в связи с призывом в РККА. 23 октября, уже будучи на военной службе, Феодосий Александрович был зачислен в штат джаз-орекстра Тульского областного отдела по делам искусств. Все военные годы Ф.А. Макаров прослужил музыкантом в Туле, в оркестре при облотделе по делам искусств, затем в оркестре тульского облдрамтеатра.
«В военное время содержать симфонический оркестр городу было трудно, но музыка продолжала жить! Эстрадный оркестр, концертные бригады обслуживали и тыл, и фронт. Папа в составе эстрадного оркестра летал на передовую на самолете «Дуглас», - продолжает рассказ Ирина Феодосьевна.
Об этом перелете вспоминал актёр тульского драматического театра Евгений Басин: "...Мы полетели на самолете – «Дугласе». Летели с Мясновского аэродрома в сторону Орла, к прифронтовой полосе. Когда нас посадили на «Дуглас» (а он предназначался для множества людей: посадили оркестр и актёров), военные, сопровождающие нас, шутили:
- Вы летите в «братской могиле»: если хоть одна пулька попадёт в самолёт, от него ничего не останется...
И точно - самолёт был сделан из фанеры. И вот они так нас «успокоили», чтобы мы не волновались. Во время полёта, слава богу, не атаковали. Прилетели мы неожиданно быстро, без всяких эксцессов. Концерт давали на поляне около леса, там находилась воинская лётная часть».
Об артистах и музыкантах заботились особо. В годы войны им полагался так называемый литерный паек. И.Ф. Макарова рассказывает: «Набор продуктов (помню приблизительно): сливочное масло, печенье, американская тушёнка в банках (очень вкусная!) и, по-моему, даже что-то алкогольное (может быть, спирт) и папиросы. Всё это оптом привозили в наш маленький домик напротив ликёроводочного завода моему папе для развешивания и распределения как самому пунктуальному и кристально честному человеку. И когда мама однажды спросила: «Можно я Ире дам одно печенье?» - папа очень строго сказал: «Вот когда всё развешу, тогда из нашего пайка и дашь».
Свою активную творческую деятельность Тульский драматический театр развернул только осенью 1942 года. Осень 1941 оказалась самым коротким театральным сезоном – всего три недели. Накануне войны театр также был на гастролях. Из Днепропетровска срочно пришлось возвращаться в Тулу. Многие артисты ушли на фронт, но сильно поредевшая труппа, работая с двойной нагрузкой, продолжала давать спектакли на тульской сцене. 25 сентября 1941 г. состоялась премьера спектакля по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города», поставленного режиссером Б. Ратовым. Естественно, сейчас вспоминается кинофильм с таким названием, где главную роль Сергея Луконина играл знаменитый Николай Крючков, играл человека мужественного, сильного духом, несокрушимого, именно такого, который должен был победить в этой войне. В тульском спектакле роль Сергея Луконина исполнял К. Шорыгин. Можно себе представить, как взволнованно, с какой верой в будущую победу слушал зрительный зал его слова: « …в последнем фашистском городе поднимет этот последний фашист руки перед танком, на котором будет красное, именно красное знамя». На 12 октября была назначена премьера другого спектакля – по пьесе В. Соловьева «Дети Скосыревых», темой которого тоже была борьба с врагом, но театр был вынужден временно прекратить работу: на Тулу надвигались гитлеровские дивизии. Через год театр открыл следующий сезон спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди», о чем в газете «Коммунар» за 6 октября 1942 г. сообщил художественный руководитель облдрамтеатра Л. Лукьянов. И дальше, все годы войны «Коммунар» периодически публикует рецензии на театральные спектакли: «Фронт» А Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Давным-давно» А. Гладкова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Егор Булычев и другие» М. Горького и многие-многие другие. По репертуару того времени видно, что зрительское внимание не замыкалось на одних только героико-патриотических пьесах военной тематики. Духовные потребности жителей города были широкими. Патриотический подъем в дни отраженья вражеского нашествия на Тулу и Москву, пожалуй, даже усилил интерес к классическому наследию, очевидно, поэтому в театре постоянно шли пьесы русских драматургов-классиков.
Бывший директор студии при Тульском драмтеатре Анна Ивановна Вербовенко вспоминает: «Огромная роль... принадлежала чудному оркестру под руководством популярного в те годы композитора Артура Полонского, ученика Глиэра. Полонский - приезжий, москвич, стал заведующим музыкальной частью театра. Он был «персона грата» в музыкальном мире. Его мелодии звучали тогда всюду. Популярным был его фокстрот «Цветущий май». К каждому спектаклю он создавал талантливую музыку, поднимающую художественные достоинства спектакля, обеспечивающие ему половину зрительского успеха».
Особое значение в годы войны обрела шефская работа музыкантов и артистов, выступавших в составе концертных бригады. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп, рискуя жизнью, своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывавших на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей. Об этих выступлениях также писала областная газета: «Работники искусств Тульской области – частые и желанные гости воинских частей, военных училищ, госпиталей. За время войны они дали около трех тысяч спектаклей и концертов. Артисты выступают по нескольку раз в день, причем для одних частей приходится начинать концерт в 6 часов утра, для других – далеко за полночь. Участники фронтовых бригад сами оборудуют импровизированные сцены, помогают коллективам красноармейской самодеятельности, проводят беседы с бойцами…Артисты театра, цирка, эстрады отдают доблестной Красной Армии все свои силы, мастерство и талант, пламенным словом вдохновляют бойцов и командиров на новые боевые подвиги»[1].
С концертами выступали и самодеятельные коллективы. Из воспоминаний И.Ф. Макаровой: «… моя мама, Макарова Галина Петровна, дочь известного тульского кондитера Петра Ивановича Козлова, ещё до войны два года работала в клубе ТОЗ – одном из культурных центров предвоенного и военного времени (директор Сарычев, заместитель Глаголев). В нем работали самодеятельные коллективы, которые достигали больших высот профессионализма (такой парадокс!). Например, хор, которым руководила им Анна Павловна Пушкина. Способный музыкант-хоровик, строгая, принципиальная женщина (я её хорошо помню). Помню даже что-то из репертуара хора: "Самовары-самопалы" (сл. С. Алымова, муз. Ан. Новикова), "Тёмная ночь" (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского), русские, украинские песни. Хор был смешанный, четырёхголосный. Солистами были: Илья Орлов, Гарри Церре, Иван Александрович Кузьмин, Екатерина Чижова, Александра Соловьёва, Тамара Крапивенцева, Екатерина Кречетова, Гастев. Почти все они позже стали хористами и солистами хора под управлением Владимира Семёновича Успенского. Иногда в гости к хору приезжали поэты Василий Лебедев-Кумач, Сергей Алымов, композитор Анатолий Новиков, хормейстер из Москвы Владимир Владимирович Попонов. В городе проводилось затемнение, по неосвещенным улицам вечерами ходить было трудно, особенно моей маме. У неё была сильная близорукость, и однажды в Заречье, возвращаясь из клуба, где проходили репетиции и концерты, она чуть ли не лоб в лоб столкнулась с каким-то прохожим. Много выступали для раненых в госпиталях Тулы и области. Один из областных концертов я помню как "участник". Почему-то меня мама взяла с собой: то ли не с кем было оставить, то ли в расчёте на то, что меня там покормят вместе со всеми. Такое было время, такие были проблемы! Ехали на поезде в Алексин. Из окна вагона видны были всполохи огня, похожие на грозу. Это был очередной налёт, очередная воздушная тревога. На концерте в госпитале Анна Павловна Пушкина попросила меня выступить (в госпитале стояло пианино, а я уже училась в музыкальной школе). Сыграла "Болезнь куклы" из "Детского альбома" Чайковского. Раненые, растроганные, глядя на ребёнка, вспомнив о своих детях, устроили мне овацию, может и не очень громкую, так как много рук было в гипсе, в бинтах, но долгую. Меня выталкивали "из-за кулис" поклониться, но я почему-то заупрямилась и так и не вышла».
Детские самодеятельные коллективы также вносили посильный вклад в общее дело борьбы с врагом. При Тульском Дворце пионеров была организована концертная бригада, которая была частым гостем у бойцов тульского гарнизона и в госпиталях. «Юные чтецы, певцы, танцоры под руководством А.Н. Стасенко дают содержательные концерты. В репертуаре бригады: патриотическая литературно-музыкальная композиция «Родина», скэтчи, ряд концертных номеров. За последние три недели бригада дала 20 концертов и 5 раз выступала в радиостудии»[2].
В наши дни имя Александра Николаевича Стасенко мало кто помнит, хотя его просветительская и творческая деятельность была обширна и плодотворна. Незаурядная творческая личность, талантливый музыкант, создатель музыкальных произведений для хора и солистов, педагог, постановщик первых после революции оперных спектаклей в самодеятельных кружках различных клубов Тулы и Тульской области - он внес заметный вклад в тульскую музыкальную культуру. В годы Великой Отечественной войны А.Н. Стасенко организовал при Дворце пионеров концертную бригаду, которая выступала в воинских частях и госпиталях. Им тогда была написана на стихи Н. Кирьянова «Песня тульских партизан»[3]:
Не страшна нам вьюга злая!
Ни метели, ни буран, -
С нами песня боевая,
Песня тульских партизан!..
По трущобам, по оврагам,
По лесным глухим местам
Мы идем суровым шагом,
Смерть несем своим врагам…
Зря торопятся колеса, -
Бесполезная езда:
Мы спускаем под откосы
Лютых немцев поезда!..
Смерть фашистскому разгулу!
По волкам проклятым бей!
Гоним мы от нашей Тулы
Оголтелых палачей.
Их закружит вихрем вьюжным,
Уничтожит наша месть.
Наше грозное оружье –
Родовая наша честь!
Наша Родина святая
Не умрет в бою от ран!
С нами песня боевая,
Песня тульских партизан!
В газете упоминалось, что пела ее на выездных концертах маленькая белокурая девочка в красном галстуке Ира Морозова[4]. На стихи Н. Кирьянова А. Стасенко написал и песню о герое-комсомольце Саше Чекалине, которая исполнялась повсеместно.
Поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления определили ее исключительно важное место в искусстве военной поры. Песня писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Перемежаясь с вестями с фронта, песни постоянно звучали по радио.
В тяжелые осадные дни осенью 1941 года областная газета не выходила. Но не прекращало свою работу тульское радио. Работу радиокомитета организовывал известный музыковед, горячий пропагандист музыкальной культуры В.С. Успенский – единственный оставшийся из всех сотрудников радиокомитета в осажденном городе. Туляки называли его «наш Левитан». Помимо официальных сообщений и новостей транслировались и литературно-музыкальные передачи.
В конце октября 1944 г. в Туле начал свою работу музыкальный лекторий, организованный областной филармонией, задачей которого было дать слушателям представление о наиболее значительных явлениях отечественного и западноевропейского музыкального искусства. Первую лекцию «Истоки русского национального искусства» прочитал В.С. Успенский[5]. Тогда же, в 1944 г., Успенский возглавил Тульский государственный хор, превратив его из любительского в высокопрофессиональный. Под руководством Успенского хор выступал с концертами в Тульской, Орловской, Брянской, Калужской областях и уже к концу 1946 года по результатам обследования Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР был назван лучшим коллективом страны[6]. Консультант комитета композитор А.П. Копосов заявил, что хор по своему творческому профилю представлял собой коллектив филармонического типа. Большой заслугой, по словам композитора, являлось исполнение хором сложных, почти не исполняемых в Москве произведений хоровой классики, таких как «Поражение Сеннахериба» М. Мусоргского, «Песня о купце Калашникове» А. Никольского, хор из оперы «Добрыня Никитич» А. Гречанинова и др. В репертуаре хора были и народные песни Тульской области.
В архивных материалах Владимира Семеновича Успенского сохранился листок со словами и нотами «Песни о Туле», написанной В.С. Успенским, вероятнее всего, в годы войны[7]:
Тула честно Отчизне служила
От петровских до наших времен.
И не раз она в бой выходила
Защищать честь российских знамен.
Ныне снова, припомнив былое,
Туляки – внуки славных бойцов,
Грудью встали за дело святое –
Отстоять древний город отцов.
Припев:
Доблестью и славой,
Честью величавой
Ты – кровная сестра Москвы.
Тула родная!
Кузница стальная!
Мы в песнях славим подвиги твои.
Защищая свой город родимый,
За Отчизну дрались туляки.
За Москву – нашу мать и святыню,
В битву смертную шли их полки.
Подлый враг нам грозил окруженьем,
Гибель верную всем предрекал.
Но не дрогнул в боях оружейник
И свой город врагу не отдал.
Теплым Сталинским словом согретый,
Верный клятве своей боевой,
Он кует нам оружье победы,
Славный город наш, город-герой.
Минут грозы войны всенародной.
Снова в жизнь нашу счастье придет.
Вместе с Родиной, сильной, свободной
И наш город родной расцветет.
Немногочисленные воспоминания очевидцев или рассказы, записанные с их слов, небольшие газетные заметки и объявления - дорогие, бесценные документы истории, из которых видно, что искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Проект Тульской областной универсальной научной библиотеки «Войны газетная строка – строка Победы», инициированный в год 65-летия Великой Победы и получивший поддержку гранта Президента Российской Федерации в 2011 году, в год 70-летия Обороны Тулы способствовал тому, чтобы мы обратили на документы более пристальное внимание. Знакомясь с ними, убеждаешься - народ, который среди ужасов войны так умел радоваться прекрасному, должен был выстоять и победить.
Примечания:
[1] Матов А. Искусство на службе фронту // Коммунар. 1943. 26 февр.
[2] Детская концертная бригада // Коммунар. 1943. 31 июля.
[3] Кирьянов, Н. Песня тульских партизан / Н. Кирьянов // Коммунар. 1941. 23 дек.
[4] Концерт для бойца // Коммунар. 1942. 7 февр.
[5] Коммунар. 1944. 1 нояб.
[6] Лучший хоровой коллектив страны // Коммунар. 1946. 28 дек.
[7] Архив В.С. Успенского в 2010 г. передан его родственниками в фонд Тульской областной универсальной научной библиотеки.
Литература:
1. Басин, Е.Н. Концертам не было конца / Е.Н. Басин // О, память сердца… : сб. / сост. И.М. Москалев. [Тула]. Вып. 1. 2000. С. 179-180.
2. Вербовенко, А.И. Творческое крещение Тульской драмы / А.И. Вербовенко // О, память сердца… : сб. / сост. И.М. Москалев. [Тула]. Вып. 1. 2000. С. 308.
3. Джигит, А. Концерты на переднем крае : бригада тул. артистов в действующей армии / А. Джигит // Коммунар. – 1941. – 19 сент.
4.Зорин, А. Учитель музыки [А.Н. Стасенко] / А. Зорин // Коммунар. 1970. 12 сент.
5. Лончаков, Ю.А. Тульский культурный фронт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Ю.А. Лончаков // Тула историческая: прошлое и настоящее : тез. докл. науч.-практ. Конф., посвященной 850-летию г. Тулы. Тула, 1996. С. 52-54.
6. Макарова, И.Ф. В военной Туле музы не молчали [Электронный ресурс] / И.Ф. Макарова // Войны газетная строка – строка Победы : регионал. социал. проект ТОУНБ, посвящ. 65-летию Победы в ВОВ и 70-летию Обороны Тулы от немецко-фашистских захватчиков : [блог проекта]. Тула, 2010-2011. URL: http://tulalibrary.blogspot.com/2011/02/blog-post_03.html (13.04.11).
7. О, память сердца… : сб. / сост. И.М. Москалев. [Тула]. Вып. 1. 2000. 351 с.
8.Тебиев, Б. Тульский театр / Б. Тебиев, Э. Коротков, Л. Морозова. Тула : Приок. кн. изд-во, 1977. 247 с.
9. Успенский Владимир Семенович // Тульский биографический словарь : в 2 т. Тула, 1996. Т. 2 : М-Я. С. 265.
10. Цвелентьев, М. Вся жизнь - музыке / М. Цвелентьев // Коммунар. 1984. 6 окт.
Библиографическая ссылка:
Галаничева Л. Культура и искусство в Туле в годы Великой Отечественной войны / Л.Галаничева // Тульский краеведческий альманах. - 2011. - Вып. 8. - С. 90-96.
Комментариев нет:
Отправить комментарий