Синодики Тульской губернии. Ефремовский уезд (1605-2012) / Авторы-составители Георгиевкая Т.В., Петрова М.В. – Тула: Гриф и К, 2013. – 944 с., илл.

Ирина АНТОНОВА

10 апреля 2010 года в здании Тульской православной гимназии состоялась презентация книги «Тульский синодик. 1558-2009 гг.», посвященной Туле и уезду и являющейся по жанру персональным справочником (преимущественно). Тогда еще нельзя было сказать с полной определенностью, что положено начало очень интересному проекту - изданию под общим условным названием «Синодики Тульской губернии». В 2011 году появился том по Крапивенскому уезду. С выходом в свет в марте 2013 года тома по Ефремовскому уезду успешность проекта стала несомненной. Избранные авторами подходы отвечают современным актуальным направлениям исторического знания - персональная история, семейная история, просопография. При сохранении общих принципов подготовки книг серии, прослеживается значительное совершенствование научного уровня третьей книги по сравнению с первой. Серию в целом можно охарактеризовать как церковно-краеведческую, хотя обозначенные рамки носят отчасти условный характер.
Несколько причин позволяют говорить о новом явлении в тульской краеведческой историографии, интересном как по содержанию, так и по масштабу.

Издание было задумано и реализовано в основном усилиями двух авторов: Тамары Владимировны Георгиевской и Марии Витальевны Петровой, которые не являются профессиональными историками. Очень возможно, что это тот случай, когда профессионал, даже воодушевленный идеей, не приступил бы к ее реализации практически в одиночку, понимая, что должен быть вложен титанический труд, к тому же в отсутствие финансовой поддержки. Однако увлеченность и энтузиазм ведущих авторов, а также их организаторские способности привлекли к сотрудничеству широкий круг людей, ценящих историю своего района и тульского края в целом, готовых так же бескорыстно внести вклад в подготовку публикации; их имена перечислены во вступлении.
Название серии требует специального комментария. Синодик в церковном обиходе - это книга записи имен умерших для поминовения во время богослужения (иначе - помянники). Наибольшее распространение имели два типа синодиков: монастырские (алтарные), в которые вписывали имена заказавших помин души за плату, и семейные, которые использовали на протяжении нескольких поколений члены одного рода, чтобы не забыть в молитвах своих предков в соответствующий день. В семейных синодиках естественным образом откладывалась информация генеалогического характера.
Отталкиваясь от реального исторического источника, восходящего своими корнями едва ли не к появлению христианства на Руси, авторы увидели в нем три важных для себя аспекта: 1) регистрационный (перечисление имен), 2) мемориальный (дань уважения людям) и 3) генеалогический (система родственных связей). Предметом внимания при подготовке публикации стал, однако, не отдельный род или семья, а целое сословие - духовенство, вследствие чего название приобрело новый смысл. Это расширительное современное толкование сделало допустимым отражение в публикации, в том числе, ныне здравствующих людей, поскольку хронологические границы издания, с одной стороны, уходят в ретроспекцию, которую позволяют источники, а с другой - соответствуют сегодняшнему дню.
Источниковая база публикации разнообразна, но опирается, прежде всего, на большое количество неопубликованных архивных документов ГАТО, что делает приводимые сведения исторически достоверными. Наличие в справочнике отсылок к архивным документам придает ему научный характер. Среди изученных фондов наиболее информативны ф. № 3 «Тульская духовная консистория», ф. № 1770 «Коломенская духовная консистория», ф. № 256 «Церкви Тульской губернии» и др. Другим важным информационным комплексом стал ведомственный архив Тульской епархии, позволивший воссоздать имена священноцерковнослужителей советского периода, документы о которых отсутствуют на государственном хранении. Разработаны сведения именного каталога бывшего спецхрана ГАТО, т. к. священники подвергались советским репрессиям по сословному признаку. УФСБ по Тульской области и другим областям предоставили архивные справки по запросам Тульской епархии.
Источниковая база расширена за счет привлечения архивов тульских краеведов, семейных архивов многих туляков и составленных по их документам генеалогий, выполненных учащимися для конкурсов, организованных Тульским краеведческим обществом. Можно сказать, что работа по подготовке издания повысила среди туляков значение и смысл сохранения письменной памяти рода и ее передачи следующим поколениям. Развитие интереса к истории своей семьи представляет одну из самых любопытных страниц патриотического воспитания граждан, т. к. это понятно и доступно многим.
Персональная информация выявлялась и по широкому кругу опубликованных источников, среди которых «Тульские епархиальные ведомости» и другие периодические издания, «Памятные книжки Тульской губернии», генеалогический справочник В.И. Чернопятова, «Книги Памяти» Тульской и соседних областей, интернет-ресурсы и другие.
Структура третьего тома соответствует поставленным целям и задачам и состоит из вступления («История, прочитанная через человеческие судьбы»), двух основных частей и приложения.
Вступление поясняет принцип организации информации в данном томе, особенности представления сведений в справочнике, взаимосвязь с предшествующими томами, характеристику источниковой базы.
Первая часть «История сел, возникновение приходов и построение храмов» необходима из соображений сообщения исторического контекста возникновения и развития прихода, центром которого являлся храм и служивший в нем клир. Карта Ефремовского уезда/района, размещенная на переднем форзаце, предоставляет читателю пространственные ориентиры. Соотнесение прихода (церкви) и территории (населенного пункта) имеет большое значение для сопоставления с советским периодом, когда православная жизнь замерла.
Персональные сведения в данной части приводятся в форме списков, дифференцированно: клир (раздельно в иерархии церковных чинов), учителя, церковные старосты, жертвователи и попечители. Внутри каждой группы имена расположены в порядке начала службы лица, указана ее продолжительность. Данный способ организации информации удобен для прослеживания полноты и сменяемости персонального состава клира каждой церкви.
Вторая часть «Персоналии» занимает две трети объема книги и является наиболее ценной частью справочника. Она составлена по принципу генерального именного указателя и содержит описательные статьи, просистематизиро- ванные в алфавитном порядке фамилий (имен), что удобно при конкретном поиске. Большинство статей насыщены биографическими фактами (с указанием дат), а также сведениями о родственниках, что представляет огромный генеалогический интерес. С учетом родственников общая численность лиц, представленных в описательных статьях, достигает почти 3800 человек.
Подавляющее большинство персоналий - священноцерковнослужите- ли, но имеются и представители других сословий, выполнявшие роль храмостроителей, церковных старост, учителей церковно-приходских школ, попечителей, жертвователей на нужды храма и прихода. Генеалогический принцип требовал указания в справочнике детей духовенства, в т. ч. избравших с ослаблением в российском обществе сословной замкнутости иной профессиональный путь (медиков, чиновников, ученых, военных, и т. д.). На том же основании включались представительницы других сословий, которые становились женами церковников, и светские мужья дочерей священников. Вместе с тем, среди персоналий имеется все же определенное количество лиц, включение которых не согласуется с генеральным принципом индивидуального отбора персоналий для представления в справочнике.
В описательной статье об основном лице - представителе духовенства, помимо фамилии, имени и отчества, дат жизни, месте рождения, церковном чине и социальной принадлежности отца и деда могут содержаться следующие сведения (при их наличии в источниках):
• дата и степень успешности окончания церковного учебного заведения
• дата рукоположения в сан и место службы
• продолжительность службы и переводы (с указанием дат)
• условия назначения (направление епархии, собственное прошение, прошение о предоставлении двух мест службы)
• особенности прохождения службы (в качестве помощника у двух престарелых причетников с получением от каждого третьей части доходов; нахождение на частной службе у помещика и ружном содержании; оставление после смерти диаконского места за семейством и т. д.)
• общественные обязанности с указанием даты их исполнения (напр., уполномоченный по окружным и епархиальным съездам, член уездного комитета трезвости, член комиссии по оказанию помощи семьям находившихся на театре военных действий, непременный член попечительства и др.)
• награды: церковные и светские (за труды по IВсероссийской переписи населения, в память 300-летия царствования Дома Романовых, за службу на театре военных действий и совершение служения под обстрелом с неприятельских аэропланов и др.)
• наличие иждивенцев на содержании (теща от второй жены, вдова дьячка)
• провинности (подстрекательство к побегу дворовых людей липецкого помещика; неплатеж долга; подверженность излишнему употреблению хлебных напитков; недоставление личных денег для содержания себя в подначаль- стве и т. д.)
• наказания (чапр., епитимья за неприятие присяги Императору Александру I; лишение ставленой грамоты; отрешение от места с запрещением свя- щеннослужения; воспрещение носить рясу; отправка в Жабынскую пустынь с запрещением священнодействия; понижение в должности; подчинение особому надзору благочинного; штраф за нерадение по службе и т. д.)
• условия проживания после выхода за штат (напр., в своем доме; на полном содержании от дьячковских доходов и земли; с женой в доме своего зятя; на содержании зятя по обязательству, данному им при поступлении на место; на пропитании/содержании сына/зятя/диакона; слеп и т. д.)
• место захоронения
• фотографии (для последнего периода).
Большое значение имели сведения о ближайших родственниках и характеристика их положения, поскольку место священноцерковнослужителя часто наследовалось либо получение места обременялось определенными обязательствами. В отношении жены сообщалось:
• имя и даты жизни, имя отца и его социальный статус
• наличие собственной недвижимости (дом и количество земли)
• положение при наступлении вдовства (место жительства; на иждивении какого родственника находилась; наличие пенсии/пособия, его источник и размер)
• особые черты характера (за свою сварливость была отослана бессрочно в Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь в подначальство).
При регистрации в клировых ведомостях детей особо выделяли сыновей, поскольку они являлись, говоря современным языком, кадровым резервом сословия в целом. Вопрос получения профессиональной подготовки был очень важен, т. к. необученный священник не мог вести богослужения и церковное делопроизводство, поэтому в документах (и соответственно, в справочнике) подробно освещался вопрос образованности или образования, о чем сообщалось следующее:
• грамотность - для периода ранее основания первых церковных учебных заведений (напр., обучен читать и петь Евсигней; умел читать, писать и петь по нотам; грамоте обучен)
• название учебного заведения, где проходил обучение, и степень успешности его окончания (напр., по 2-муразряду, уволен по болезни и т. д.)
• форма оплаты за обучение (за казенный счет - с указанием размера пособия; за счет отца, на содержании зятя; диакона N и др.)
• чин в клире (место службы - для взрослых сыновей).
Дочери имели меньшее значение, как и любая женщина в сословном обществе, но, тем не менее, о них также сообщалось достаточно сведений:
• степень грамотности (грамотная, неграмотная, домашнего образования)
• семейное положение (девица, замужем - с указанием имени и сословия мужа)
• наличие профессии (чаще всего -учительница) и размер жалования
• кто содержал при отсутствии родителей.
Огромная исследовательская работа проделана авторами по выяснению и отражению в справочнике дальних родственников персоналий (родной дядя по жене, племянник, двоюродный племянник жены, прадед по материнской линии, троюродный брат, свояченица, шурин и т. д.). При наличии описательной статьи о родственнике, к ней делается отсылка.
Учитывая основную тематику издания, скрупулезно описано назначение, размеры и обстоятельства каждого пожертвования на нужды церкви.
Столь пристальное рассмотрение информационного наполнения описательных статей было необходимо для создания полного представления о том, какого рода сведения читатель может найти на страницах справочника.
Весьма оригинальной и новаторской является идея представить в виде схемы (см. задний форзац книги) наличие брачных связей, но не между конкретными людьми, а между родами членов клира одной из церквей г. Ефремова. Схема дополнена временным вектором, начало которого уходит в середину XVIII века и завершается 1940-м годом. Учитывая достаточно большое число браков и длительность хронологического периода, представленными оказались многие (но не все) фамилии священноцерковнослужителей, имевшие распространение в Ефремовском уезде. Схема визуализирует динамику или стабильность каждого рода на данной территории, время его появления или исчезновения. Выявлено 9 наиболее старинных фамилий; самую длительную и стабильную историю в уезде имеют рода Мерцаловых, Ляпидевских и Щегловых. Из схемы следует, что особой осторожности при разработке требуют генеалогии Глаголевых, т. к. имелось три группы однофамильцев, не связанных родством.
В Приложения вошли различные сведения, отдельные статьи и воспоминания, дополняющие и характеризующие историческое прошлое Ефремовского уезда. Думается, что отсутствие приложения не умалило бы достоинства справочника в целом.
Завершая характеристику третьего тома, следует сказать об особенности издания в целом - его совершенствовании после выхода в свет. Оно осуществляется за счет многочисленных дополнений и уточнений, которые вносят потомки, краеведы и просто читатели, сами авторы, продолжающие архивные и иные изыскания. В этих целях ведется база данных, которая насчитывает около 20 ООО персональных записей, в т. ч. по Богородицкому уезду, который в настоящее время находится в активной разработке и готовится к публикации.
Тульский синодик ориентирован на широкий круг читателей. Он интересен в плане изучения генеалогии, истории Русской православной церкви, краеведения, образования, исторической географии, сословных особенностей духовенства, его повседневного быта и других сюжетов.
Систематизация сведений архивных документов и представление их в форме персонального справочника имеет не только прикладное значение, но может стать репрезентативным источником серьезного научного исследования целого сословия, создания его коллективного исторического портрета. Предполагаемое количество томов серии - 12, по числу исторических уездов Тульской губернии, включая Каширский и Новосильский, которые ныне не относятся к Тульской области.
В заключение следует обратить внимание еще на одну немаловажную деталь: выход в свет всех трех томов был следствием личных усилий авторов, в т. ч. финансовых. Учитывая, что интерес к собственным корням в обществе не теряет актуальности, финансовая поддержка подготовки и публикации книг серии «Синодики Тульской губернии» представляется совершенно необходимой. Вышедшие в свет тома свидетельствуют о том, что рождается труд, который невозможно сопоставить с каким-либо другим региональным справочным изданием по объему приводимых биографических сведений и масштабу, а также заинтересованной творческой работе большого отряда энтузиастов.



Библиографическая ссылка:

Антонова И. Синодики Тульской губернии. Ефремовский уезд (1605-2012) / Авторы-составители Георгиевкая Т.В., Петрова М.В. – Тула: Гриф и К, 2013. – 944 с., илл./ И.Антонова // Тульский краеведческий альманах. - 2013. - Вып. 10. - С.156-160.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100