Ирина
АНТОНОВА
10 апреля 2010 года в здании Тульской православной гимназии
состоялась презентация книги «Тульский синодик. 1558-2009 гг.», посвященной
Туле и уезду и являющейся по жанру персональным справочником (преимущественно).
Тогда еще нельзя было сказать с полной определенностью, что положено начало
очень интересному проекту - изданию под общим условным названием «Синодики
Тульской губернии». В 2011 году появился том по Крапивенскому уезду. С выходом
в свет в марте 2013 года тома по Ефремовскому уезду успешность проекта стала
несомненной. Избранные авторами подходы отвечают современным актуальным направлениям
исторического знания - персональная история, семейная история, просопография.
При сохранении общих принципов подготовки книг серии, прослеживается
значительное совершенствование научного уровня третьей книги по сравнению с
первой. Серию в целом можно охарактеризовать как церковно-краеведческую, хотя
обозначенные рамки носят отчасти условный характер.
Несколько причин позволяют говорить о новом явлении в тульской
краеведческой историографии, интересном как по содержанию, так и по масштабу.
Издание было задумано и реализовано в основном усилиями двух
авторов: Тамары Владимировны Георгиевской и Марии Витальевны Петровой, которые
не являются профессиональными историками. Очень возможно, что это тот случай,
когда профессионал, даже воодушевленный идеей, не приступил бы к ее реализации
практически в одиночку, понимая, что должен быть вложен титанический труд, к
тому же в отсутствие финансовой поддержки. Однако увлеченность и энтузиазм
ведущих авторов, а также их организаторские способности привлекли к сотрудничеству
широкий круг людей, ценящих историю своего района и тульского края в целом,
готовых так же бескорыстно внести вклад в подготовку публикации; их имена
перечислены во вступлении.
Название серии требует специального комментария. Синодик в
церковном обиходе - это книга записи имен умерших для поминовения во время
богослужения (иначе - помянники). Наибольшее распространение имели два типа
синодиков: монастырские (алтарные), в которые вписывали имена заказавших помин
души за плату, и семейные, которые использовали на протяжении нескольких
поколений члены одного рода, чтобы не забыть в молитвах своих предков в
соответствующий день. В семейных синодиках естественным образом откладывалась
информация генеалогического характера.
Отталкиваясь от реального исторического источника, восходящего
своими корнями едва ли не к появлению христианства на Руси, авторы увидели в
нем три важных для себя аспекта: 1) регистрационный (перечисление имен), 2)
мемориальный (дань уважения людям) и 3) генеалогический (система родственных
связей). Предметом внимания при подготовке публикации стал, однако, не
отдельный род или семья, а целое сословие - духовенство, вследствие чего
название приобрело новый смысл. Это расширительное современное толкование
сделало допустимым отражение в публикации, в том числе, ныне здравствующих
людей, поскольку хронологические границы издания, с одной стороны, уходят в
ретроспекцию, которую позволяют источники, а с другой - соответствуют
сегодняшнему дню.
Источниковая база публикации разнообразна, но опирается, прежде
всего, на большое количество неопубликованных архивных документов ГАТО, что
делает приводимые сведения исторически достоверными. Наличие в справочнике
отсылок к архивным документам придает ему научный характер. Среди изученных фондов
наиболее информативны ф. № 3 «Тульская духовная консистория», ф. № 1770
«Коломенская духовная консистория», ф. № 256 «Церкви Тульской губернии» и др.
Другим важным информационным комплексом стал ведомственный архив Тульской
епархии, позволивший воссоздать имена священноцерковнослужителей советского
периода, документы о которых отсутствуют на государственном хранении.
Разработаны сведения именного каталога бывшего спецхрана ГАТО, т. к. священники
подвергались советским репрессиям по сословному признаку. УФСБ по Тульской
области и другим областям предоставили архивные справки по запросам Тульской
епархии.
Источниковая база расширена за счет привлечения архивов тульских
краеведов, семейных архивов многих туляков и составленных по их документам
генеалогий, выполненных учащимися для конкурсов, организованных Тульским
краеведческим обществом. Можно сказать, что работа по подготовке издания
повысила среди туляков значение и смысл сохранения письменной памяти рода и ее
передачи следующим поколениям. Развитие интереса к истории своей семьи
представляет одну из самых любопытных страниц патриотического воспитания
граждан, т. к. это понятно и доступно многим.
Персональная информация выявлялась и по широкому кругу
опубликованных источников, среди которых «Тульские епархиальные ведомости» и
другие периодические издания, «Памятные книжки Тульской губернии»,
генеалогический справочник В.И. Чернопятова, «Книги Памяти» Тульской и соседних
областей, интернет-ресурсы и другие.
Структура третьего тома соответствует поставленным целям и задачам
и состоит из вступления («История, прочитанная через человеческие судьбы»),
двух основных частей и приложения.
Вступление поясняет принцип организации информации в данном томе,
особенности представления сведений в справочнике, взаимосвязь с предшествующими
томами, характеристику источниковой базы.
Первая часть «История сел, возникновение приходов и построение
храмов» необходима из соображений сообщения исторического контекста
возникновения и развития прихода, центром которого являлся храм и служивший в
нем клир. Карта Ефремовского уезда/района, размещенная на переднем форзаце,
предоставляет читателю пространственные ориентиры. Соотнесение прихода (церкви)
и территории (населенного пункта) имеет большое значение для сопоставления с
советским периодом, когда православная жизнь замерла.
Персональные сведения в данной части приводятся в форме списков,
дифференцированно: клир (раздельно в иерархии церковных чинов), учителя,
церковные старосты, жертвователи и попечители. Внутри каждой группы имена
расположены в порядке начала службы лица, указана ее продолжительность. Данный
способ организации информации удобен для прослеживания полноты и сменяемости
персонального состава клира каждой церкви.
Вторая часть «Персоналии» занимает две трети объема книги и
является наиболее ценной частью справочника. Она составлена по принципу
генерального именного указателя и содержит описательные статьи,
просистематизиро- ванные в алфавитном порядке фамилий (имен), что удобно при
конкретном поиске. Большинство статей насыщены биографическими фактами (с
указанием дат), а также сведениями о родственниках, что представляет огромный
генеалогический интерес. С учетом родственников общая численность лиц,
представленных в описательных статьях, достигает почти 3800 человек.
Подавляющее большинство персоналий - священноцерковнослужите- ли,
но имеются и представители других сословий, выполнявшие роль храмостроителей,
церковных старост, учителей церковно-приходских школ, попечителей,
жертвователей на нужды храма и прихода. Генеалогический принцип требовал
указания в справочнике детей духовенства, в т. ч. избравших с ослаблением в
российском обществе сословной замкнутости иной профессиональный путь (медиков,
чиновников, ученых, военных, и т. д.). На том же основании включались представительницы
других сословий, которые становились женами церковников, и светские мужья
дочерей священников. Вместе с тем, среди персоналий имеется все же определенное
количество лиц, включение которых не согласуется с генеральным принципом
индивидуального отбора персоналий для представления в справочнике.
В описательной статье об основном лице - представителе
духовенства, помимо фамилии, имени и отчества, дат жизни, месте рождения,
церковном чине и социальной принадлежности отца и деда могут содержаться
следующие сведения (при их наличии в источниках):
• дата и степень успешности окончания церковного учебного
заведения
• дата рукоположения в сан и место службы
• продолжительность службы и переводы (с указанием дат)
• условия назначения (направление епархии, собственное прошение,
прошение о предоставлении двух мест службы)
• особенности прохождения службы (в качестве помощника у двух
престарелых причетников с получением от каждого третьей части доходов;
нахождение на частной службе у помещика и ружном содержании; оставление после
смерти диаконского места за семейством и т. д.)
• общественные обязанности с указанием даты их исполнения (напр.,
уполномоченный по окружным и епархиальным съездам, член уездного комитета
трезвости, член комиссии по оказанию помощи семьям находившихся на театре
военных действий, непременный член попечительства и др.)
• награды: церковные и светские (за труды по IВсероссийской
переписи населения, в память 300-летия царствования Дома Романовых, за службу
на театре военных действий и совершение служения под обстрелом с неприятельских
аэропланов и др.)
• наличие иждивенцев на содержании (теща от второй жены, вдова
дьячка)
• провинности (подстрекательство к побегу дворовых людей липецкого
помещика; неплатеж долга; подверженность излишнему употреблению хлебных
напитков; недоставление личных денег для содержания себя в подначаль- стве и т.
д.)
• наказания (чапр., епитимья за неприятие присяги Императору
Александру I; лишение ставленой грамоты; отрешение от места с запрещением свя-
щеннослужения; воспрещение носить рясу; отправка в Жабынскую пустынь с
запрещением священнодействия; понижение в должности; подчинение особому надзору
благочинного; штраф за нерадение по службе и т. д.)
• условия проживания после выхода за штат (напр., в своем доме; на
полном содержании от дьячковских доходов и земли; с женой в доме своего зятя;
на содержании зятя по обязательству, данному им при поступлении на место; на
пропитании/содержании сына/зятя/диакона; слеп и т. д.)
• место захоронения
• фотографии (для последнего периода).
Большое значение имели сведения о ближайших родственниках и
характеристика их положения, поскольку место священноцерковнослужителя часто
наследовалось либо получение места обременялось определенными обязательствами.
В отношении жены сообщалось:
• имя и даты жизни, имя отца и его социальный статус
• наличие собственной недвижимости (дом и количество земли)
• положение при наступлении вдовства (место жительства; на
иждивении какого родственника находилась; наличие пенсии/пособия, его источник
и размер)
• особые черты характера (за свою сварливость была отослана
бессрочно в Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь в подначальство).
При регистрации в клировых ведомостях детей особо выделяли
сыновей, поскольку они являлись, говоря современным языком, кадровым резервом
сословия в целом. Вопрос получения профессиональной подготовки был очень важен,
т. к. необученный священник не мог вести богослужения и церковное
делопроизводство, поэтому в документах (и соответственно, в справочнике)
подробно освещался вопрос образованности или образования, о чем сообщалось
следующее:
• грамотность - для периода ранее основания первых церковных
учебных заведений (напр., обучен читать и петь Евсигней; умел читать, писать и
петь по нотам; грамоте обучен)
• название учебного заведения, где проходил обучение, и степень
успешности его окончания (напр., по 2-муразряду, уволен по болезни и т. д.)
• форма оплаты за обучение (за казенный счет - с указанием размера
пособия; за счет отца, на содержании зятя; диакона N и др.)
• чин в клире (место службы - для взрослых сыновей).
Дочери имели меньшее значение, как и любая женщина в сословном
обществе, но, тем не менее, о них также сообщалось достаточно сведений:
• степень грамотности (грамотная, неграмотная, домашнего
образования)
• семейное положение (девица, замужем - с указанием имени и
сословия мужа)
• наличие профессии (чаще всего -учительница) и размер жалования
• кто содержал при отсутствии родителей.
Огромная исследовательская работа проделана авторами по выяснению
и отражению в справочнике дальних родственников персоналий (родной дядя по
жене, племянник, двоюродный племянник жены, прадед по материнской линии,
троюродный брат, свояченица, шурин и т. д.). При наличии описательной статьи о
родственнике, к ней делается отсылка.
Учитывая основную тематику издания, скрупулезно описано
назначение, размеры и обстоятельства каждого пожертвования на нужды церкви.
Столь пристальное рассмотрение информационного наполнения
описательных статей было необходимо для создания полного представления о том,
какого рода сведения читатель может найти на страницах справочника.
Весьма оригинальной и новаторской является идея представить в виде
схемы (см. задний форзац книги) наличие брачных связей, но не между конкретными
людьми, а между родами членов клира одной из церквей г. Ефремова. Схема
дополнена временным вектором, начало которого уходит в середину XVIII века и
завершается 1940-м годом. Учитывая достаточно большое число браков и
длительность хронологического периода, представленными оказались многие (но не
все) фамилии священноцерковнослужителей, имевшие распространение в Ефремовском
уезде. Схема визуализирует динамику или стабильность каждого рода на данной
территории, время его появления или исчезновения. Выявлено 9 наиболее старинных
фамилий; самую длительную и стабильную историю в уезде имеют рода Мерцаловых,
Ляпидевских и Щегловых. Из схемы следует, что особой осторожности при
разработке требуют генеалогии Глаголевых, т. к. имелось три группы
однофамильцев, не связанных родством.
В Приложения вошли различные сведения, отдельные статьи и
воспоминания, дополняющие и характеризующие историческое прошлое Ефремовского
уезда. Думается, что отсутствие приложения не умалило бы достоинства
справочника в целом.
Завершая характеристику третьего тома, следует сказать об
особенности издания в целом - его совершенствовании после выхода в свет. Оно
осуществляется за счет многочисленных дополнений и уточнений, которые вносят
потомки, краеведы и просто читатели, сами авторы, продолжающие архивные и иные
изыскания. В этих целях ведется база данных, которая насчитывает около 20 ООО
персональных записей, в т. ч. по Богородицкому уезду, который в настоящее время
находится в активной разработке и готовится к публикации.
Тульский синодик ориентирован на широкий круг читателей. Он
интересен в плане изучения генеалогии, истории Русской православной церкви,
краеведения, образования, исторической географии, сословных особенностей
духовенства, его повседневного быта и других сюжетов.
Систематизация сведений архивных документов и представление их в
форме персонального справочника имеет не только прикладное значение, но может
стать репрезентативным источником серьезного научного исследования целого
сословия, создания его коллективного исторического портрета. Предполагаемое
количество томов серии - 12, по числу исторических уездов Тульской губернии,
включая Каширский и Новосильский, которые ныне не относятся к Тульской области.
В заключение следует обратить внимание еще на одну немаловажную
деталь: выход в свет всех трех томов был следствием личных усилий авторов, в т.
ч. финансовых. Учитывая, что интерес к собственным корням в обществе не теряет
актуальности, финансовая поддержка подготовки и публикации книг серии «Синодики
Тульской губернии» представляется совершенно необходимой. Вышедшие в свет тома
свидетельствуют о том, что рождается труд, который невозможно сопоставить с
каким-либо другим региональным справочным изданием по объему приводимых
биографических сведений и масштабу, а также заинтересованной творческой работе
большого отряда энтузиастов.
Библиографическая ссылка:
Антонова И.
Синодики Тульской губернии. Ефремовский уезд (1605-2012) / Авторы-составители
Георгиевкая Т.В., Петрова М.В. – Тула: Гриф и К, 2013. – 944 с., илл./ И.Антонова // Тульский краеведческий альманах. -
2013. - Вып. 10. - С.156-160.
Комментариев нет:
Отправить комментарий