Комитет по устройству Тулы

Екатерина СЕДЫХ

В 2013 г. исполняется 175 лет со дня учреждения Комитета по устройству города Тулы. И хотя Комитет работал довольно непродолжительное время - с сентября 1838 г. по ноябрь 1842 г., - идеи и проекты благоустройства нашего города, высказанные его членами, оказались актуальными на протяжении всего XIX века и продолжали осуществляться даже после расформирования Комитета.
Именно Комитет начал устройство Кремлевского сада и бульвара, ставших позднее любимейшим местом отдыха для туляков. Здесь же впервые была высказана идея о строительстве ограждения вокруг Всехсвятского кладбища, чтобы не нарушать покой святого места. Наконец, стараниями Комитета главные улицы города Киевская, Миллионная и другие приобрели ухоженный вид благодаря вновь сделанным тротуарам и высаженным деревьям.

Летом 1834 г. в Туле бушевали страшные пожары, повредившие и уничтожившие многие постройки в центре города и опустошившие Оружейную слободу. Сильно обгорел Гостиный двор. Практически были сведены на нет недавно начатые работы по ремонту Кремлевских стен.
Поскольку необходимо было почти заново отстраивать центр города, тульский губернатор Е.А. Зуров добился особой льготы для Тулы[1] - по Высочайшему повелению 30.04.1838 г. был учрежден Комитет для устройства города Тулы. Помимо планомерной застройки Комитет заботился еще, «чтобы здания ... возводимы были прочно и правильно и служили украшением города; и чтобы домы, дворы, заборы, мосты и мостовые на улицах и площадях со- держимы были во всегдашней исправности»[2]. То есть Комитету поручалось не только вести строительство, но и следить за внешним обликом города и содействовать его улучшению.
Комитет начал свою работу 27.09.1838 г.[3] Положением от 30.04.1838 г. утверждался его состав. Губернатор являлся председателем комитета (до 26.01.1839 г. - Е.А. Зуров, с 27.01.1839 г. по 09.09.1840 г. - А.Е. Аверкиев, с 10.09.1840 г. по 17.11.1842 г. - А.М. Голицын). А членами являлись губернский предводитель дворянства, командир Тульского оружейного завода, губернский и городовой архитектор (П.А. Дубровский), начальник работ (П.Е. Афанасьев), инженерный штаб-офицер Корпуса путей сообщения (Э.И. Шуберский), городовой и заводской полицмейстеры, городской голова и члены от цехового разряда из оружейников (Семен Яковлев Теплов и Петр Гаврилов Ларин[4]). Также для наблюдения за состоянием общественных зданий выбирались комиссары от граждан (мещанин Гаврила Томилин и купеческий сын З'й гильдии Петр Николаевич Московский[5]).
Отдельно следует сказать о двух ярких личностях, на которых лежала большая часть ответственности за строительство в городе - это П.А. Дубровский и П.Е. Афанасьев.
Губернским архитектором в Туле с 27.03.1833 г. являлся П.А. Дубровский (1782 - ?). Павел Андреевич начал свою службу в 1806 г. помощником архитектора Московского воспитательного дома, затем с 1808 по 1817 гг. - помощником Черниговского губернского архитектора. 9 июля 1817 г. Дубровский поступил в ведение инженера генерал-майора Л.Л. Карбоньера, которым был помещен в число старших чиновников мастерской команды, состоящей при военно-рабочей бригаде, а 31 мая 1822 г. по прошению принят на службу в Черноморский департамент помощником главного архитектора, а оттуда переведен 27.10.1823 г. в порт Херсона. Но прослужил там недолго. По причине болезни Дубровский 1 февраля 1824 г. уехал в отпуск в Москву, а 11 января 1825 г. был уволен. Далее он служил в Николаевском порту, где «занимался различными теоретическими и практическими делами гражданской архитектуры». 11.12.1827 г. по представлению Л.Л. Карбоньера получил награду в 400 руб[6].
26 апреля 1829 г. после совершенного выздоровления П.А. Дубровский был определен городовым архитектором в Киев, а через четыре года в Тулу. На службе в Туле 31.12.1834 г. Павел Андреевич получил должность титулярного советника и был награжден знаком отличия за 15 лет беспорочной службы. А с учреждением Комитета по устройству города Тулы, по предложению губернатора Дубровский исполнял еще и должность городового архитектора[7]. П.А. Дубровский занимался рассмотрением планов, фасадов домов и хозяйственных построек, строившихся в Туле. Им же составлялись планы и сметы на ремонт уже существующих общественных зданий и построек, а также на новые проекты.
Начальником работ, или, на современном языке, - прорабом, в Комитете был назначен П.Е. Афанасьев. Петр Ефимович (1791 — ?) начал свою службу унтер-офицером в артиллерии, ноъ связи с болезнью в 1817 г. был вынужден оставить военную службу в чине штабс-капитана и поступить на гражданскую. В 1818 - 1819 гг. Афанасьев служил чиновником мастерской бригады в 3-м округе путей сообщения, но вновь по болезни вышел в отставку. 25 февраля 1826 г. Петр Ефимович был определен на Тульский оружейный завод старшим смотрителем работ, и уже в сентябре того же года при личном осмотре императором завода «за отличное устройство оного и успех в производственных работах» получил высочайшее благоволение. Карьера Афанасьева пошла в гору. В 1829 г. он получил чин титулярного советника, в 1832 - коллежского асессора, а в 1833 г. - право носить мундир с золотыми нашивками и знак отличия за 15 лет беспорочной службы[8].
Но Афанасьев не занимался только конторской службой, вместе с другими оружейниками он конструировал оружие. В 1835 г. он изобрел специальную дополнительную деталь, с помощью которой можно было бы стрелять в дождь из кремневого ружья, не боясь протечки воды. Сами ружья при этом не пришлось бы переделывать полностью, что было значительно дешевле, чем перевооружение армии новыми ружьями с пистонами. За это изобретение 5 июня 1836 г. Афанасьев получил в награду 534 рубля 60 копеек (за исключением налогов и пересылки)[9]. А в 1838 г. за преподнесенный императору штуцер личного изобретения пожалован бриллиантовым перстнем[10].
В том же 1838 г., 27 июля, П.Е. Афанасьев был определен на службу в Комитет по устройству города Тулы. И здесь он вновь проявил себя прекрасным организатором и усердным тружеником. В 1841 г. получил чин надворного советника, а в 1843 г. был награжден годовым жалованьем в 571 руб. 42 коп. Так об Афанасьеве отзывался тульский губернатор А.М. Голицын: «Правильный успех всех вообще действий по устройству г. Тулы я отношу более к неутомимой заботливости начальника работ надворного советника Афанасьева, полезное действие коего сопряжено с твердою опытностию и постоянным усердием к службе».[11]
С весны 1839 г. Комитет разворачивает масштабную строительную и ремонтную деятельность в Туле по четырем направлениям: 1) планомерная застройка и поддержание в справном состоянии дорог и мостов г. Тулы; 2) устройство торговых помещений; 3) строительство и ремонт богоугодных учреждений; 4) окультуривание города.
Надо сказать, что Комитет отнюдь не был единственной организацией, занимавшейся вопросами строительства в городе. В Туле с 1833 г. работала губернская Строительная комиссия, с 1835 г. - губернская Дорожная комиссия, и многие их функции с Комитетом пересекались. Тем не менее, деятельность последнего, ограниченная рамками губернского города, имела специ- фическую направленность, а именно: придание улицам и постройкам города эстетического облика.
Комитет занимался выдачей разрешений на отвод мест под постройку домов жителям города, утверждением планов и фасадов, выдачей ссуд и безвозвратных пособий для строительства. На него же была возложена обязанность следить за исправным состоянием и ремонтом мостов, находящихся в Туле, а их было несколько десятков, как временных, так и постоянных. Дело в том, что в начале XIX века в черте города протекало множество мелких речушек и ручьев, и местность была сильно заболочена. Поэтому поломка любого, даже маленького моста затрудняла движение по улицам города и угрожала безопасности людей. Весной 1839 г. городской думой на устройство мостов и дорог в городе было выделено 3739 руб. 31 коп. серебром[12]. К этому делу были привлечены комиссары, выбранные от граждан, - Г. Томилин и П. Московский, а также городская полиция.
5 мая слушалось дело об устройстве новой дороги, ведущей от временного моста к Перевозной улице, и ремонте старой дороги к Новоникитской улице[13], а 26 мая рассматривались вопросы об устройстве мостов через р. Упу «для хода на Иордань[14]»[15] и временного, «лежащего ниже шлюзов»[16]. Губернскому архитектору было поручено составить сметы на постройки, а начальнику работ - произвести работы «хозяйственным образом» (не подрядом). К концу года работы были завершены, и 23 декабря 1839 г. Афанасьев предоставил рапорты[17]. Строительство обоих мостов обошлось Комитету в 1057 руб. 43 коп., а ремонт старой дороги и строительство новой - в 974 руб. 83 коп. По освидетельствованию работ: «устройство ... произведено во всем согласно утвержденной сметы. Материал употреблен надлежащей доброты, и все устройство в наружном виде сделано прочно»[18]. Кроме того, в «Ведомости о постройках и исправлениях, произведенных в городе Туле в 1839 г.» говорится об исправлении еще двух мостов: временного объездного за Московской заставой по случаю постройки шоссе и моста близ жандармских конюшен[19].
Летом 1840 г. был отремонтирован еще один мост - через р. Рогожню, расположенный на Воронежском тракте[20]. А по отчету 1841 г. в Туле всего исправлено 17 мостов[21]. Наводнением 9 июня 1841 г. мост «ниже шлюзов» был поврежден и создавал «большое затруднение для всех ... проезжающих по этому тракту, а особенно для почт и эстафет»[22]. Но деньги, выделенные городской думой на содержание мостов и дорог в 1841 г.[23], уже были истрачены. Тогда Комитет был вынужден обратиться к губернатору, чтобы он своим предписанием позволил выделить на починку моста необходимую сумму в 285 руб. 71 коп. из «наличных городовых доходов»[24].
Необходимо было обустроить и торговые места в городе, поскольку Гостиный двор обгорел, а торговля на площадях производилась «в безобразном виде». На рассмотрение Комитета из Строительной комиссии было передано дело о ремонте пострадавшего в пожаре 29.06.1834 г. Гостиного двора. Тульским купеческим обществом были выбраны купцы И.Ф. Духанин, И.А. Владимиров, Н.К. Расторгуев, которые обратились 03.05.1839 г. с прошением произвести эти исправления[25]. К 1841 г. ремонт доделали. Корпуса Гостиного двора были внутри заново оштукатурены, исправлен обвалившийся карниз, выстроено каменное крыльцо у входа в погреб вместо деревянного. А также внутри и вокруг Гостиного двора был устроен тротуар (по рисунку, выданному городской полицией)[26].
12 мая 1839 г. губернским архитектором были предложены рисунки торговых лавок и столиков для торговцев на площадях. Для исполнения этого поручения купцам давался срок 2 месяца, по истечении которого, в случае неисполнения, власти угрожали сломом строений[27]. Но, по всей видимости, торговцы не спешили исполнять это предписание, поскольку в октябре 1839 г. губернатор, осматривая город, отмечал, что «внутри крепости на толкучем рынке продажа на столиках производится в безобразном виде»[28].
Коснулись Комитета и дела о строительстве и ремонте богоугодных учреждений. Так, в «Ведомости о постройках и исправлениях, произведенных в городе Туле в 1839 г.» говорится о строительстве каменной часовни[29], а в 1841 г. была окончена внешняя отделка вновь построенной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери[30]. Весной 1839 г. губернский архитектор по приказанию гражданского губернатора осмотрел женскую больницу, находящуюся в корпусе Воспитательного дома, и счел необходимым сделать некоторые исправления для утепления здания[31].
Еще одним важным проектом, начатым Комитетом, было благоустройство Всехсвятского кладбища. Это действительно было необходимо, поскольку кладбище находилось в центре города и без каких-либо оград примыкало к городским кварталам. А во время весеннего половодья по улицам распространялись неприятные запахи трупных испарений.
Тульский губернатор А.Е. Аверкиев, лично осматривавший летом 1840 г. Всехсвятское кладбище, был возмущен тем запущенным состоянием, в котором оно находилось. «На сем священном месте, принадлежащем церкви, летом бродили лошади, коровы, свиньи, проложены были по всем направлениям тропинки, дороги и всяк ходил и ездил, как и кому угодно, могилы усопших подвергались всевозможному беспорядку, неуважению и даже самому разрытию ... ходивших по оному свиней»[32]. «Озабочиваясь благоустройством г. Тулы», он предложил устроить вокруг кладбища вал и канаву. Купеческое общество пожертвовало на это 496 руб. 28 коп. серебром. Губернским землемером был составлен план на новое устройство Всехсвятского кладбища (были изменены его очертания) и строительство канавы и вала. На плане обозначены границы кладбища на тот момент и предполагаемые изменения. Отмечены части старого кладбища площадью 5400 кв. саж., уничтоженные современной застройкой; часть, прирезанная из выгона для дальнейшего распространения кладбища площадью 11200 кв. саж. Показаны ворота: по двое ворот с более длинных сторон и по одним с коротких, - всего шесть[33].
В качестве рабочей силы Аверкиев предложил использовать «во множестве здесь ходящих для милостыни разного звания людей мужеского и женского пола»[34]. План в скорейшем времени был утвержден в Министерстве внутренних дел, и с 31.07.1840 г. начались работы силами 200 человек. А уже 12 августа губернатор отмечал, что при личном осмотре канавы и вала вокруг Всехсвятского кладбища им было замечено, что «где были тропинки и дороги, проведенные чрез кладбище, канава опять завалена землею и вал испорчен и снят»[35]. Для прекращения этих беспорядков было предложено устроить вокруг кладбища дорогу и ворота. Работы были возобновлены. Известно, что чернорабочим в сутки платили по 10 коп. (или 15 коп. имеющим при себе малолетних и грудных детей) и 2 фунта хлеба[36].
К сожалению, денег, пожертвованных купеческим обществом, не хватило, и губернатор обратился к епископу Тульскому и Белевскому Дамаскину с просьбой организовать добровольное пожертвование «суммы на предполагаемую окончательную отделку и устройство Всехсвятского кладбища»[37]. Дело благоустройства кладбища затянулось, вопрос этот оставался актуальным на протяжении всего XIX века, о чем говорит создание в 1852 г. комитета «по предмету устройства в Туле Всехсвятского кладбища», в конце концов, приведшее к строительству каменной стены вокруг кладбища в 1900-1908 годах[38].
Наконец, главной целью работы Комитета являлось придание гармоничного устройства и красоты облику города. А для этого необходимо было, чтобы главные улицы города приобрели чистый и ухоженный вид. В начале 40-х годов производилось активное озеленение города. На Киевской, Московской (Миллионной) улицах и по всей набережной р. Упы высаживались липы, вязы, березы и другие деревья[39].
Стремясь к единообразию внешнего облика города, губернский архитектор 12.05.1839 г. предложил устроить тротуары на Киевской и других крупных улицах силами жителей близлежащих домов. А поскольку на Киевской улице в некоторых местах уже имелся тротуар, то его-то и предписывалось взять за основу и на новом в точности повторить его рисунок.
29 апреля 1839 г. предписанием губернатора Кремлевский сад и бульвар около присутственных мест были переданы в ведение Комитета[41]. Необходимо было завершить работы по благоустройству набережной р. Упы и сада. На эти работы в 1839 г. городской думой было выделено 1000 руб. ассигнациями. С 6 мая по 1 ноября арестанты трудились над выравниванием набережной. Были оштукатурены и покрашены столбы ворот у входа в сад, отделано крыльцо павильона, проложена дорога к воксалу[42]. Для устройства аллей было закуплено 700 саженцев липовых деревьев. Специально был нанят садовник за 400 руб. в год[43]. На Комитете лежала ответственность не только за устройство Кремлевского сада, но и за его содержание. В 1841 г. на это городской думой было выделено 214 руб. 30 коп.[44] В апреле губернатором даже было высказано предложение «привести в надлежащее устройство» правый берег р. Упы от моста до Кадетского корпуса: разровнять и частично возвысить берег[45]. Но в городском бюджете денег на это на тот момент не оказалось, и дело затянулось.
В распоряжение Комитета летом 1839 г. передали и дело о ремонте Кремля, которое было затеяно еще губернатором Штаденом в 1832 г. К 1838 г. смета на ремонт Тульской крепости уже была отправлена в Главное Управление путей сообщения, но еще не была утверждена. Тем не менее, в 1838 г. Тульской строительной комиссией в Кремле была отремонтирована одна из башен, находившаяся в разрушенном состоянии и угрожавшая падением[46]. К 1841 г. кремлевская стена «исправлена и выбелена», а внутри крепости сделаны канавы для осушки[47]. Тульскому губернатору инженер-генералом майором Рербергом были сделаны предложения по улучшению устройства города. В частности, предлагалось: 1) расширить ворота со стороны набережной р. Упы, поскольку они узки и создают трудности для движения обозов и экипажей; 2) рыночную площадь в Кремле - очень грязную - замостить «с надлежащими скатами и обнесением площади надолбами»; 3) весь левый берег р. Упы от нижней плотины до оконечности кремлевской стены привести в надлежащий вид, чтобы он соответствовал правому берегу, обустроенному со стоительством завода, и засадить его деревьями.
16.05.1842 г. последовало предписание Департамента военных поселений о расширении ворот вместе с планом[49]. Но поскольку, средств города не хватало, волокита продлилась еще два года, и только летом 1844 г. купец И. И. Винников взял на себя подряд по расширению ворот. К этому времени Комитет уже не существовал, а ремонтом Кремля вновь занималась губернская Строительная комиссия.
7 декабря 1842 г. Комитет прекратил свою работу на основании именного указа «Об упразднении в некоторых губернских городах строительных комитетов» от 27 августа 1842 г[50]. Все его функции были переданы губернской Строительной комиссии.


1. Строительные Комитеты по устройству губернских городов были учреждены всего в 14 городах, в том числе в Нижнем Новгороде, Казани, Киеве, Тифлисе и т. д.
2. ПСЗРИ. Собрание (1825-1881). Том 13. Часть 1. Закон 11190. С. 654?
3. ГАТО. Ф. 78. On. 1. Д. 1.Л.2.
4. Там же. Л. 22.
5. Там же. Л. 32.
6. ГАТО. Ф. 1793. On. 1. Т. 1. Д. 805. Л. 13-14.
7. Там же. Д. 1065. Л. 1-2.
8. ГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 77. Л. 9-13.
9. ГАТО. Ф. 187. On. 1. Д. 1075. Л. 2-11.
10. ГГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 77. Л. 11 об. иТамже. Л. 1в.
12. Там же. Оп. 1.Д. 1.Л. 37.
13. Там же. Оп. 2. Д. 52. Л. 1.
14. Иордань - место па льду и прорубь для водоосвящения на Крещенье. (Толковый словарь
В. И. Даля).
15. ГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 53. Л. 1а.
16. Там же. Д. 54. Л. 1а.
17. Там же. Д. 52. Л. 3; Д. 53. Л. 3; Д. 54. Л. 3.
18. Там же. Д. 54. Л. 8.
19. Там же. Д. 1.Л. 18 об.
20. Там же. On. 1. Д. 214. Л. 1-8.
21. Там же. Д. 225. Л. 5, Л. 11 - их список.
22. Там же. Оп. 2. Д. 63. Л. 1.
23. По смете расходов на 1841 г. в Городской Думе «на содержание и починку 22 мостов,
гатей, дорог, тротуаров, мостовых на площадях, выровнение улиц, содержание обрубов около протоков, поправление каналов, подземных труб и тому подобных» выделено 571 руб. 42 коп. серебром (Ф. 78. Оп. 2. Д. 64. Л. 2) (28.04.1841 г.).
24. ГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 63. Л. 6-8.
25. Там же. Д. 17. Л. 1.
26. Там же. On. 1. Д. 225. Л. 4.
27. Там же. Оп. 2. Д. 15. Л. 1.
28. Там же. Л. 4.
29. Там же. Д. 1. Л. 4.
30. Там же. On. 1. Д. 225. Л. 4.
31. Там же. Оп. 2. Д. 43. Л. 1-3.
32. Там же. On. 1. Д. 221. Л. 8-8о6.
33. Там же. Л. 23.
34. Там же. Л. 1-2.
35. Там же. Л. 8.
36. Там же. Л. 16.
37. Там же. Л. 21 об.
38. О дальнейшем устройстве кладбища см. Дзиговская Л. Н. Всехсвятское кладбище г. Тулы: история развития и формирование территории // Н. И. Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России. Т. II. История, этнография, искусствоведение. Тула, 2002. С. 174-185.
39. ГАТО. Ф. 187. On. 1. Д. 1172. Л. 1-69.
40. ГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 15. A. 1.
41. Там же. Д. 55. A. 1а.
42. Воксал (от англ. - сборная палата) - зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает
музыка (Толковый словарь В. И. Даля).
43. ГАТО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 55. Л. 15-16.
44. Там же. Д. 65. Л. Зоб.
45. Там же. Д. 62. Л. 1-4.
46. ГАТО. Ф. 1793. On. 1. Д. 1040. Л. 1-5.
47. ГАТО. Ф. 78. On. 1. Д. 225. Л. 4-5.
48. ГАТО. 1793. On. 1. Д. 1376. А. 2-3.
49. Там же. Л. 12.
50. ГАТО. Ф. 78. On. 1. Д. 265. Л. 382-384

Библиографическая ссылка:

Седых Е. Комитет по устройству Тулы / Е. Седых // Тульский краеведческий альманах. - 2013. - Вып. 10. - С. 15-21.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100