Из истории Тульского общества вспомоществования учащим и учившим (1895–1912 гг.)

Ю.В. Антонова

В конце XIX — начале XX вв. проблемы образования и положения учительства находились в центре внимания российского общества. На страницах периодических изданий развернулась полемика о роли учителя в обществе, степени его свободы и ответственности в развитии детей. Росло понимание необходимости защиты прав народного учителя, создания условий для проявления его творческой активности в деле образования и воспитания. Учительские общества вспомоществования должны были содействовать решению этой задачи. В ситуации роста революционных настроений в начале XX в. и непосредственно в годы Первой российской революции (1905–1907 гг.) административный контроль за сферой образования был ужесточен, по подозрению в политической неблагонадежности учитель мог быть уволен в любой момент, деятельность учительских съездов, курсов, обществ взаимопомощи ограничивалась. В этих условиях в Тульской губернии общество вспомоществования учащим и учившим было практически единственным защитником интересов учительства.

Статья посвящена деятельности Тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим и написана на основе таких источников, как отчеты общества[1], делопроизводственные документы Дирекции народных училищ Тульской губернии[2], Положение о начальных народных училищах 1874 г.[3], материалы периодической печати4 и отчеты Тульской городской управы[5].
В начале XX в. правовой статус учителей определялся Положением о начальных народных училищах 1874 г., ст. 18 которого предусматривала порядок назначения на учительские должности, а ст. 11 и ст. 24 — возможность устранения от исполнения обязанностей неблагонадежных преподавателей председателем уездного училищного совета и инспектором народных училищ, а также возможность закрытия училища по решению заседания уездного училищного совета; Положение не содержало ни одной статьи о правах учителей[6]. Деятельность учителя носила общественный характер, то есть он взаимодействовал с учащимися, их родителями, директором и инспектором народных училищ, училищным советом, в состав которого входили уездный предводитель дворянства, представители министерства просвещения, члены от епархиального ведомства или от министерства внутренних дел. При полном отсутствии каких-либо прав легко представить степень давления на личность учителя.
Причиной массового появления учительских обществ вспомоществования стало постепенное упрощение процедуры их открытия. Типовые уставы обществ, утвержденные Министерством народного просвещения, определяли цели, задачи, направления их деятельности, состав, порядок работы и окончания деятельности. К началу XX в. этими вопросами занялось Министерство внутренних дел, в котором был организован отдельный Департамент общих дел.
22 июля 1895 г. был утвержден устав Тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим, а его деятельность начала осуществляться с 19 сентября 1895 г.[7]. Общество ставило цель: помогать нуждающимся учащим и учившим в городских училищах, по положению 1872 г., в двухклассных и одноклассных сельских училищах Министерства народного просвещения, в училищах, существующих по особым о них уставам, в приходских и начальных училищах в городах и посадах и в сельских начальных народных училищах денежными пособиями и другими видами помощи. Вскоре были образованы филиалы общества в некоторых уездных городах. В состав общества входили действительные члены (учителя) и члены-соревнователи, уплачивавшие взносы, которые носили характер пожертвований на нужды учительства[8]. Действительные члены — это преимущественно учителя городских и земских школ[9]. Члены общества уплачивали взносы: 1 руб. в год, в последующие годы — 2 руб. в год. В 1895 г. Почетным председателем общества был С.Н. Поляков. На протяжении существования общества его состав претерпевал значительные количественные и качественные изменения.
Данные показывают общий рост числа членов общества (в 1,5 раза), который осуществлялся за счет действительных членов — учителей (в 2,5 раза). Это объясняется общим ростом числа школ и учителей в исследуемый период. В Тульской губернии при учете всех категорий учителей (руководители учебных заведений и «учащие» (учителя), частные преподаватели и преподавательницы, гувернеры и гувернантки, служащие у частных лиц, а также учителя искусств и ремесел) в 1897 г. численность учителей составляла 1975 человек[11], а учителей начальных школ — 750 человек[12]. Таким образом, общество охватывало около 47% учителей начальных народных училищ и около 18% всего учительства губернии. Но, при значительном росте учительства в период 1897–1911 гг. (по Однодневной переписи школ 1911 г. число учителей в губернии составляло 2747 человек[13]), рост общества был незначителен: около 30% учительства состояло в обществе.
Устав общества закреплял такие задачи как: выдача пособий, организация справочного бюро, обеспечение учителей бесплатной медицинской помощью, отпуск лекарств на льготных условиях, предоставление льгот при пользовании библиотеками[14]. Анализ результатов деятельности общества показывает, что общество часто выходило за рамки, обозначенные уставом. Важным направлением его деятельности была правовая защита учащих и организация профессионального общения.
Материальное положение учительства в конце XIX — начале XX вв. было бедственным. В начале 1890-х гг. в среднем учителя получали по 120 руб. в год, оплата труда некоторых могла доходить до 180 руб. в год, но это было крайне редким случаем[15]. Оплата труда зависела от уровня образования, типа школы, от пола работника, существовала разница в оплате учительского труда в уездах Тульской губернии. В земских отчетах этого периода неоднократно отмечалась недобросовестность сельских обществ, которые содержали основную часть учителей: деньги на школу собирались несвоевременно, сельские старосты всячески задерживали выдачу жалования учителям. Естественно, что учителя, не имея средств к существованию, часто были вынуждены оставлять школу. В апреле 1897 г. на заседании общества выступил Н.В. Чехов с докладом о материальном положении народных учителей. Цифры и факты, приведенные в докладе (155 руб. в год — среднее учительское жалование) показывали бедственное положение учительства Тульской губернии. Присутствовавшие на заседании представители «чиновного учительства» (преподаватели средних учебных заведений и дирекции народных училищ) выразили неодобрение, в дальнейшем подобные доклады не допускались[16]. По данным земской статистики, в 1897–1898 гг. средний заработок учителей по губернии составлял 162,5 руб. в год, соответственно, около 13,5 руб. в месяц[17]. К 1907 году число учителей, получавших жалование более 200 руб. (16,6 руб. в месяц), выросло и достигло 902 человек, что составляло 92% всего числа учителей начальных гражданских училищ в губернии. Существенный рост зарплаты объяснялся ассигнованиями значительных пособий на содержание личного состава начальных училищ[18]. В 1911 г. среднее вознаграждение учительского труда составляло 298 руб. в год, соответственно, 24,8 руб. в месяц[19]. В целом, оплата была недостаточной для обеспечения достойного уровня жизни. В этой ситуации помощь общества была актуальна.
Общество выдавало пособия нуждавшимся учителям (в 1895 г. было выдано безвозвратных пособий на сумму 522 руб.), организовывало консультирование учителей, обеспечивало бесплатной медицинской помощью, лекарствами на льготных условиях, книгами[20]. Учитывая число членов общества, можно сделать вывод, что размер материальной помощи был незначителен, но, возможно, в сложных обстоятельствах, например, в случае болезни учителя, эта помощь могла немного улучшить материальное положение его семьи. Значительную поддержку обществу на всем протяжении его деятельности оказывали Каширское, Алексинское, Веневское, Белевское, Епифанское, Тульское и Ефремовское земства. Тульское губернское земство оказывало помощь с 1896 по 1906 гг.[21].
Не всегда деятельность общества встречала понимание властей города Тулы; например, вопрос о выделении ему 200 руб. на поддержку учителей в 1900 г. был отложен городской управой[22].
6 января 1903 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания[23]. В составе тульской делегации были учителя начальных школ М.Д. Ершов, Л.О. Басова, А.И. Литкенс, секретарь комитета по народному образованию при Тульском губернском земстве С.О. Серополко, преподаватель Тульской мужской классической гимназии Е.С. Томашевич; к участию в заседаниях съезда также были допущены гласный Тульского губернского земства Р.А. Писарев, учителя А.А. Введенская и И.Н. Ковалев, присяжный поверенный А.И. Розанов. Члены тульской делегации активно участвовали в работе съезда, в их докладах затрагивались такие вопросы, как меры по улучшению быта учителей, служебное и материальное положение учителей начальных школ, меры по подготовке учительского персонала, пенсионное обеспечение учителей. Краткий отчет о деятельности тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим сделал М.Д. Ершов. Но доклады учителей, переданные в Московский цензурный комитет, не были напечатаны[24]. Возможно, это связано с тем, что обсуждение вопросов материального положения учительства сопровождалось резкими оценками политики государства.
И в последующие годы учительское движение развивалось в нелегальных формах: собрание учителей в июне 1904 г. было запрещено, делегаты уехали в Финляндию, на съезде зимой 1905–1906 гг. присутствовали 179 делегатов от 43 губерний, в резолюции отмечалось, что «участие учительства в политической борьбе является прямым долгом перед родиной и школой, реорганизация которой на принципах свободы, демократизации и децентрализации представляется немыслимой в рамках бюрократического строя»[25].
В процессе своей деятельности общество вспомоществования тесно сотрудничало с газетой «Тульская жизнь», в целях привлечения внимания общественности к проблемам правового и материального положения учительства. Можно предположить, что и редакция газеты использовала сюжеты, связанные с этой проблемой, для проведения определенной политической линии, оппозиционной власти. В годы Первой российской революции вопросы правового, материального положения учителей народных школ широко обсуждались на страницах прессы, в том числе тульской. Материалы газеты «Тульская жизнь» интересны с точки зрения понимания проблем школы и учительства провинциальными СМИ.
Редколлегия газеты находилась на ул. Киевской (ныне проспект Ленина) в доме Платонова, главным редактором был Н.П. Руднев, издателем Д.И. Фортунатов.
Изучение материалов позволяет сделать вывод об оппозиционности газеты к власти. Привлекая внимание общества к тяжелому положению учительства, корреспонденты обозначали проблемы в сфере образования (недостаточное финансирование школ, жесткий административный контроль за деятельностью, увольнение без объяснения причин учителей), четко и последовательно отстаивая интересы учительства. Активность корреспондентов «Тульской жизни» в решении актуальных проблем общества вызывала противодействие со стороны власти. Именно с этим связаны факты запрета газеты ею, изъятия номеров, судебного иска к издателю Д.И. Фортунатову. Газета была трибуной, одним из первых независимых средств массовой информации в Туле, одним из важнейших участников общественного движения.
На страницах газеты публиковались письма учителей об увольнении, которое не всегда было мотивировано администрацией. Так, учительница Симонова была уволена из-за конфликта с директором школы Вьюковым по поводу выделения денег на содержание школы. Требования выделить средства на отопление, освещение и воду Вьюков посчитал излишними. Был уволен без объяснения причин учитель с. Рождественское Каширского уезда Елагин, причем удален из здания школы, как сообщала газета, «в грубой форме»[26].
Анализируя правовое положение учительства, корреспонденты «Тульской жизни» отмечали, что единственными правами учителей были: право быть уволенным без объяснения причин и право состоять в своей личной, частной жизни под особым надзором инспектора народных училищ. Учителя могли перевести на другое место работы без его согласия, запретить проведение народных чтений.
Со стороны Попечительства учебного округа чинились препятствия в организации педагогических курсов. В 1906 г. были изданы «Временные правила о собраниях, публичных лекциях и чтениях», предписывающие обязательное уведомление полиции о планируемых акциях (в частности, если на собрании произносился доклад, то было необходимо заранее сообщить полиции фамилию и место жительства докладчика); присутствие на собрании наблюдателя, назначаемого губернатором или начальником местной полиции. При объявлении публичного собрания закрытым все участники должны были разойтись; в противном случае их удаляли административными мерами[27]. Эти правила распространялись на учительские съезды, конференции, что резко ограничивало возможности профессионального общения.
Педагоги Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и Н.Ф. Бунаков не были утверждены в качестве преподавателей на курсах. «Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить» — так называлась одна из статей о положении учителей. Газета предлагала улучшить материальное положение учительства, восстановить незаконно уволенных, снять ограничения с деятельности «Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим» (своеобразного профсоюза учительства), следует отметить, что деятельность общества протекала под бдительным надзором училищного совета. Конечно, в условиях революции 1905–1907 гг. был ужесточен надзор за деятельностью практически всех общественных организаций, но частота обращения к фактам немотивированного увольнения учителей заставляет задуматься о масштабах этой проблемы, тем более в условиях общей нехватки учительских кадров при поэтапном введении всеобщего обучения[28].
Газета «Тульская жизнь» использовала разнообразные средства для привлечения внимания общественности к проблемам в сфере образования. Когда прямая критика злоупотреблений власти была невозможна, редакция газеты использовала такую форму, как фельетон, что вызывало гнев дирекции народных училищ. Оскорбленные чиновники писали в «Тульскую жизнь» открытые письма, отмечая, что все описанное в фельетоне явно на них указывает, но это неправда, они требовали опровержения. Письма газета публиковала, давала разъяснения, но факт злоупотреблений все же получал огласку. Яркий пример — фельетон «Кто виноват?» и письмо делопроизводителя тульского епархиального училищного совета[29]. Летом 1906 г. был напечатан фельетон об инспекторе народных училищ Новосильского уезда Вознесенском под названием «Новосильский Аттила». Инспектор в поисках «крамолы» подвергал постоянному унизительному контролю уездную библиотеку и чайную, что привело к их закрытию. Публикация имела последствия: попечитель учебного округа предложил излишне бдительному инспектору уволиться[30]. Таким образом, средства массовой информации имели большие возможности и помогали в защите прав учительства.
Важнейшей задачей общества была организация общежития и субсидирование столовой для обучавшихся в Туле детей учителей уездов Тульской губернии. Еще в 1898 г. был разработан план открытия общежития, но средств на его реализацию не было. В 1904 г. был образован фонд в 200 руб. В 1906 г. Учительское общество взаимопомощи, председателем которого в эти годы был С.И. Азаров, насчитывало уже около 500 человек, но располагало ограниченным капиталом, в частности, в 1906 г. он составлял 225 руб., что было недостаточно для решения проблемы общежития и столовой. В то время уже 80 детей уездных учителей обучались в Туле, проблема требовала скорейшего разрешения. Был объявлен сбор пожертвований, но средств не хватило. В целях пополнения средств общество планировало чтение лекций, но попечитель учебного округа их запретил. Ходатайство общества перед Министерством народного просвещения об изменении порядка устройства публичных лекций с целью пополнения средств общества было отклонено.
Общежитие удалось открыть только 15 августа 1910 г.[31]. Оно помещалось в доме, снятом на средства А.В. Баташевой, на ул. Стародворянской, заведовала им Е.Ф. Гоппе. Однако, архитектор С.М. Серебровский, осмотрев здание, сделал вывод о важных технических недостатках, требовавших ремонта, и, следовательно, дополнительных средств. Возникла и еще одна серьезная проблема: недопустимость совместного проживания в здании мальчиков и девочек (начальница Первой тульской женской гимназии запретила там проживать своим воспитанницам). Таким образом, в открытом общежитии могли проживать только мальчики, причем для покрытия расходов на его содержание общество допустило, помимо восьми учительских детей, шесть учащихся учебных заведений Тулы. За состояние воспитательной работы в общежитии отвечал В.Ф. Андреев, большую помощь оказывали доктор М.А. Щеглов и зубной врач А.Н. Момперовская, проводившие бесплатные осмотры и лечение детей. Дети, проживавшие в общежитии, также могли бесплатно посещать уроки слесарного и столярного мастерства, пользоваться городскими банями. Ефремовское земство учредило одну стипендию для проживающего в общежитии. Но проблема организации общежития для девочек не была решена. Общество ходатайствовало перед городской управой о предоставлении с этой целью комнаты в большом доме, завещанном городу г. Трухиной на благотворительные нужды. Но результаты рассмотрения ходатайства неизвестны.
В 1911–1912 гг. большую роль в деятельности Тульского общества вспомоществования учащим и учившим играл М.В. Голицын[32]. По его предложению сумма 1500 руб., из средств Епифанского земства, была положена в банк под 8% годовых. Получаемые проценты позволили расширить деятельность общества.
Пособия нуждающимся учителям (на оздоровление, на воспитание детей) выдавались не только из средств общества, но и по его ходатайству губернской земской управой. Была существенно улучшена организация общежития для обучавшихся в Туле детей учителей: устроен каток, организован оркестр, устраивались чтения с демонстрацией «световых картин», ученические литературно-музыкальные вечера, получено разрешение у директора театра на бесплатное посещение дневных спектаклей. Учителя — члены общества пользовались скидками на товары во многих магазинах города, могли получать бесплатную помощь врачей и лекарства из аптеки Тульского общества врачей на 25 руб. в год. Нуждающиеся в оздоровлении учителя отправлялись на лечение в санаторий А.В. Баташевой, Андреевский кумысолечебный санаторий, могли получать льготное лечение на курортах Кавказских минеральных вод[33].
Интересным направлением деятельности общества было исследование правового положения учителей. В этих целях активисты общества разослали опросные листы, в которые учителя должны были внести свои предложения. Некоторые уездные земские собрания приняли это предложение, но Тульское губернское земство и Тульская городская дума запретили опрос. Дело было передано на рассмотрение в Сенат.
Общество стремилось расширить свой состав путем организации филиалов в уездах, но это встретило сопротивление со стороны училищных советов. Так, против организации филиала Общества взаимопомощи в Кашире выступил Каширский уездный училищный совет, обвинивший общество в политической агитации. Активисты общества С.Н. Поляков и И.Н. Ковалев отвергли эти обвинения. Позиция учительства, отстаивавшего необходимость организации защиты учителей от немотивированных увольнений и предоставления членам общества материальной поддержки, была четко сформулирована в постановлении общества. Представитель дирекции народных училищ Андреев, присутствовавший на заседании, осудил резкий, по его мнению, тон постановления.
Ярким примером борьбы за права учительства была деятельность общества по организации правовой и материальной поддержки учителя Елагина, который, по мнению общества, был незаконно уволен. Хотя формально общество было самостоятельной организацией, но в силу того, что начальные народные училища, в которых работали учителя, контролировались земством, определенные «рычаги давления» на общество были использованы. Тульское уездное земство фактически запретило обществу взаимопомощи отправить прошение в губернское земство о восстановлении учителя в должности и оказать ему материальную помощь, хотя устав общества предусматривал эту возможность. Судьба Елагина, который мог быть отправлен в солдаты, серьезно беспокоила учительство. Было решено направить телеграмму члену Государственной Думы Г.Е. Львову, в которой изложить обстоятельства незаконного увольнения; большинство членов общества взаимопомощи надеялось, что «это даст ценный материал для работы Думы по народному образованию»[34]. Дальнейшую судьбу учителя, к сожалению, не удалось проследить. Но факт подобного обращения свидетельствует о решимости членов общества в защите прав профессионального сообщества, высоком уровне ожиданий по отношению к первому в истории России представительному органу власти.
Увеличение количества случаев незаконного увольнения учителей по подозрению в политической неблагонадежности в 1905–1907 гг. являлось серьезной проблемой. На Всероссийском учительском съезде в Петербурге были представлены следующие данные: 175 уволенных учителей, 556 арестованных, 25 высланных, 24 сосланных, 20 перешедших на нелегальное положение, 5 убитых[35]. В Тульской губернии в январе 1906 г. были арестованы и заключены под стражу учитель с. Верхне-Люторичи Богородицкого уезда Ф.И. Киселев, учитель с. Рождественно Епифанского уезда Е.П. Попов, учитель с. Коротковского Ефремовского уезда А.О. Сироткин, учитель Колмыковской средней школы Богородицкого уезда И. Х. Чекмазов. При этом, независимо от результатов расследования, они отстранялись от работы в школе[36].
После роспуска II Государственной Думы в июне 1907 г. IV съезд Всероссийского учительского союза принял резолюцию, в которой были определены следующие задачи: развитие широкой пропаганды идей свободной школы, демократизация школы, организация населения на основе содействия надлежащей постановке школьного дела, организация школьных попечительств, родительских комитетов, содействие ученическим организациям, создание комиссий при земствах и городских думах с привлечением выборных от учительства, широкое общественное обсуждение законопроектов по народному образованию, популяризация основных задач учительского союза, а именно «поднятие значения педсоветов, введение новых методик преподавания, введение учебного руководства по свободному выбору, отказ от преподавания Закона Божьего и церковно-славянского языка, введение преподавания на родном языке учащихся, уничтожение экзаменов»[37]. Реализация данной программы могла бы привести к расширению сферы деятельности учительских обществ в губерниях, но из-за усиления репрессий это было невозможно. В 1907–1908 гг. руководство учительского союза было вынуждено констатировать его фактический распад. Учительские организации на местах, в том числе Тульское общество вспомоществования учащим и учившим, сосредоточились на решении практических задач повышения уровня материального благополучия учителей, избегая резких политических заявлений.
Одним из направлений деятельности общества было повышение культурного уровня учителей и содействие организации профессионального общения. Благодаря усилиям общества была организована поездка группы тульских учителей на Нижегородскую выставку в 1896 г.[38] 8 марта 1909 г. был принят новый устав Тульского общества учителей, в котором круг деятельности в этом направлении был расширен. В уставе отмечалось, что общество получило «возможность оказывать членам не только материальную помощь, но и удовлетворять духовные потребности»[39]. Это предполагало выделение средств на организацию экскурсий для учителей и расширение возможностей их профессионального общения. Например, в 1910 г. группа учителей под руководством Н.С. Панова посетила на рождественских каникулах музеи Москвы. Был разработан план издания «Вестника тульских учителей», обсуждался вопрос о покупке «учительского дома»[40]. Переговоры о возможности льготного проезда учителей по железной дороге в Крым не привели к положительным результатам, руководство железной дороги не сочло необходимым и возможным предоставлять льготы учителям. С 1910 г. в составе общества действовали члены-корреспонденты, в задачи которых входили: сбор сведений о членах общества, их запросах и потребностях, сообщение сведения о местных нуждах и средствах, содействие деятельности филиалов в уездах, привлечение новых членов, сбор взносов и пожертвований, содействие правлению общества в организации деятельности[41].
Таким образом, общество вспомоществования внесло значительный вклад в формирование профессионального самосознания учительства, способствовало некоторому улучшению его материального положения, но в целом проблема тяжелого материального положения тульского учительства и отсутствия правовых гарантий его деятельности на протяжении изучаемого периода сохранялась.

1. Отчет о деятельности Тульского общества вспомоществования учащих и учивших за 1910 г. Тула:[ б. и.], 1911. 88 с.; То же… с 1 января 1911 г. по 23 августа 1912 г. Тула, 1912. 67 с.
2. ГАТО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 118. Л. 6–7.
3. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 6. М.: Тип. В.С. Балашева, 1878. С. 223–234.; ГАТО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 118;
4. Тульская жизнь. 1906. №57, 114, 115, 117–119, 125.
5. Отчет Тульской городской управы за 1900 г. Тула: Тип. И. Д. Фортунатова, 1901. 142 с.
6. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 6. С. 223–234.
7. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г. С. 2–4. См. так же: Народное образование в Тульской области: сб. материалов. Тула: Тульское кн. изд-во, 1959. С. 38–39. В указ. сб. 1894 год указан ошибочно.
8. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г . С. 2–4.
9. Народное образование в Тульской области. С. 38–39.
10. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г. С. 17–18.
11. Самарцева Е.И. Тульские преподаватели на рубеже XIX–XX вв. Состав и положение // Тульская школа. 1995. №4. С. 54.
12. Шереметьев П. С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии: историко-статистич. очерк. Тула, 1898. 63 с. См. с. 2.
13. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СП б, 1913. 240 с. См. с. 120–122;
14. Шереметьев П. С. Указ. соч. С. 53–54.
15. Там же. С. 24. В 1892 г. один-единственный учитель в Тульской губернии имел размер оклада до 180 руб. в год.
16. Народное образование в Тульской области. С. 38–39.
17. Шереметьев П.С. Указ. соч. С. 36.
18. Краткий обзор положения начального народного образования в Тульской губернии за 1907 год на 1 января 1908 г. Тула, 1909. С. 6–7.
19. Однодневная перепись начальных школ в империи. С. 122–124.
20. Шереметев П.С. Указ. соч. С. 52–53.
21. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г. С. 8
22. Отчет Тульской городской управы за 1900 г. С.70.
23. По некоторым сведениям, это был II съезд. I съезд состоялся в Петербурге 28 декабря 1902 г., именно на нем был создан учительский союз. См.: Золотарев С. Учительское профессиональное движение (факты прошлого и перспективы будущего // Русская школа. 1917. №1. С. 15–24.
24. Самарцева Е.И. Встреча через столетие. Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. в контексте ряда теоретических замечаний. Тула: Изд-во Тул ГУ, 2005. 279 с. См. с. 94–95.
25. Золотарев С. Учительское профессиональное движение. С. 18.
26. См. Тульская жизнь. 1906. № 114, 115, 119.
27. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историко-статистич. очерки. М., 1979. 216 с. См. с. 108.
28. См.: Тульская жизнь. 1906. № 57, 114, 117, 125.
29. Там же. № 57.
30. Там же. № 117.
31. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г. С. 9–10.
32. Отчет Тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим с 1 января 1911 г. по 23 августа 1912 г. Тула, 1912. 67 с. Правление общества располагалось на ул. Миллионной (ныне ул. Октябрьская) в частном доме Антонова, неподалеку от 2-го высшего начального училища.
33. Отчет о деятельности Тульского общества … с 1 января 1911 г. по 23 августа 1912 г. С. 4–5.
34. Тульская жизнь. 1906. № 118.
35. Золотарев С. Учительское профессиональное движение. С. 15–24.
36. ГАТО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 118. Л. 6–7.
37. Золотарев С. Указ. соч. С. 19.
38. Отчет о деятельности Тульского общества… за 1910 г. С. 7–8.
39. Там же. С. 8–9.
40. Там же. С. 19–22.
41. Там же. С. 18–19.


Библиографическая ссылка:

Антонова Ю.В. Из истории Тульского общества вспомоществования учащим и учившим (1895–1912 гг.) / Ю.В. Антонова // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.35-42.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100