И.А. Антонова
В 2014 г. исполнилось 80 лет со дня
смерти В.И. Ленина. 21 января 1924 г. весть о его кончине стала общенародным и
искренним горем. Позже очереди к мавзолею Ленина были постоянным атрибутом
Красной Площади советской Москвы, а сам мавзолей стал святым местом, посещение
которого расценивалось в качестве большого события личной жизни или награды.
Биографию этого человека знали все советские люди, начиная с детского возраста.
В честь В.И. Ленина учреждались ордена, юбилейные медали и различные премии,
создавались научно-исследовательские институты, постоянно уточнялись и
переиздавались полные собрания его сочинений и т.д. Имя Ленина трепетно
оберегалось в СССР от клейма «культ личности». Даже на крутых поворотах начала
постсоветского периода попытки превратить его в герострата не увенчались
успехом, и практически повсеместно, в том числе в городе Туле, сохранились
памятники и улицы его имени. Сегодня мы не станем отрицать, что он вошел в
десятку наиболее известных исторических личностей ХХ века. Поэтому в данном
номере альманаха представлена серия фотографий, рассказывающих о траурных
мероприятиях, прошедших в городе Туле в январе 1924 г.
Фотодокументы делают нашу историю
зримой, донося из глубин времени многие характерные подробности, которые неподвластны
слову. Представленные фотографии демонстрируют, что все туляки восприняли
смерть В.И. Ленина как невосполнимую утрату — и советские руководители, и
простые рабочие заводов. Среди траурных мероприятий в связи со смертью В.И.
Ленина в г. Туле прошли митинги, манифестации и закладка памятника, на создание
которого тут же был объявлен сбор средств. Большое значение имеют снимки,
сделанные в траурные ленинские дни в избе-читальне и на агитпунктах различных
мастерских Тульского оружейного и патронного заводов — главных предприятий
города, в столовой железнодорожной станции Тула. Вот надписи некоторых
плакатов, попавших в кадр: «Тов. Ленин умер, но ленинизм жив и будет служить
орудием в руках рабочих и крестьян в их борьбе», «На могиле нашего любимого
вождя Ильича клянемся идти нога в ногу с коммунистической партией», «В каждой мелочи
будь Лениным», «Ленин был вождем. Он умер, но имя его будет вечно сиять как
память освобождения труда», «Ильич умер, но дело и заветы его пробудут вечно».
Изучая оформление помещений, можно заметить не только прижизненный, но уже и
посмертный фотопортрет В.И. Ленина, его небольшие статуи, выполненные из гипса
и металла.
К данной тематике можно отнести также
фотографию церемонии прощания с первым секретарем Плавского уездного комитета
РКП (б) Н.А. Орловым. Он погиб 1 августа 1924 г. от вражеской пули в спину на
мосту через Плаву, возвращаясь вместе с женой после митинга по случаю открытия
в с. Сергиевском первого в Тульской губернии памятника В.И. Ленину и
последующего спектакля. Н.А. Орлов похоронен в Сквере коммунаров в Туле, а
церемония прощания проходила в здании бывшего дворянского депутатского собрания.
Данные фотографии сохранились в
Государственном архиве Тульской области (ГАТО). Фонд № 3097-Ф «Коллекция уникальных
фотодокументов» представляет его гордость. Этот редкий для областных архивов
фонд насчитывает 1199 единиц хранения за 1889 — 1941 гг. Имеется 219
фотодокументов ранее 1917 года. К сожалению, фотографии начали рассматриваться
как источник комплектования государственных архивов достаточно поздно, и первые
поступления фотоснимков (позитивов на правах оригинала) в ГАТО имели место лишь
в 1950-х гг. Фотофонд мог быть намного больше, если принять во внимание, что уже
в середине XIX века стараниями, главным образом, иностранцев, фотография из
«столичной штучки» превратилась в явление повседневной провинциальной жизни, в
результате чего сформировался значительный отряд тульских фотомастеров,
постоянно производивших свою продукцию.
В Туле первая фотомастерская появилась на
Посольской улице (ныне ул. Советская). Ее открыл Арманд Кнорр, фотограф из
Берлина, что стало значительным событием городской жизни. Как сообщали
«Тульские губернские ведомости» от 27 февраля 1860 г., заведение
соответствовало европейскому уровню обслуживания публики. В 1863 г. в Туле уже
известно фотоателье Т.Т. Богданова, в 1865 г. — М.И. Данкова. Первые русские
фотографы были скорее любителями, нежели профессионалами. Становление фотографии
как самостоятельной профессии завершается в конце ХIХ в., показателем чего
стало длительное существование заведения одного и того же мастера[1]. В Туле
наибольшей популярностью пользовались Н.В. Карелин, С.О. Кантер, И.П. и В.И.
Вакуленко, И.Ф. Курбатов, В. К. Николаев.
Первоначально единственным жанром фотографии
являлся портрет, ставший демократичной альтернативой живописному портрету. С
изобретением дорожных камер в конце XIX в. фотография сделала следующий важный
шаг в своем развитии, преодолев ограниченность стенами фотопавильонов. Так, в 1912
г. губернатор выдал представителю Тульского отделения общества сохранения
памятников искусства Н.П. Солохину свидетельство на право производить
фотосъемку церквей, местного кремля и городских зданий. Развитие бытового жанра
вызвало к жизни документальную фотографию. Многие фотографы, профессионально
сформировавшиеся в досоветский период, продолжили свою деятельность при новом
режиме и сыграли огромную роль в деле запечатления визуального образа
революционного времени.
Авторство большинства публикуемых
фотографий было, к сожалению, не индивидуальное, а групповое, что является
характерной особенностью первых десятилетий советской власти. Благодаря штампу
на фотографиях известно, что они сделаны в фотомастерской «Модерн». Она была
создана, предположительно, в начале 1920-х гг.; в досоветский период ее следов
по архивным документам обнаружить не удалось, в т.ч. по городской переписи
населения 1916 г. Мастерская «Модерн» находилась в самом центре г. Тулы по
адресу: ул. Коммунаров (бывшая ул. Киевская, ныне пр. Ленина), 11. По соседству
на той же улице располагались ателье двух известных фотографов досоветского периода:
В.И. Вакуленко (дом № 20) и С.О. Кантера (дом № 17).
Владельцем фотоателье «Модерн» значился
С.Г. Цильке и К.. О нем самом
подробностей биографического характера
найти не удалось, за исключением того, что он проживал в том же доме, где
располагалось фотоателье, совместно с отцом Густавом Стефановичем, польским
ремесленником, который в 1923 г. работал помощником бухгалтера Тулторга[2].
Фотоателье «Модерн» являлось мелким
кустарным предприятием, и в этом качестве подлежало обязательной регистрации с
целью постановки на учет для легализации доходов и последующей уплаты налогов.
Упорядочение этой деятельности советское государство начало в 1925 г. 2 октября
фотоателье прошло регистрацию в кустарной секции отдела местного хозяйства
Тулгубисполкома под названием Тульская артель фотографов «Модерн» (в некоторых
документах именовалась также как 1-я Тульская кооперативно-производственная
артель фотографии «Модерн»). По состоянию на 1 января 1926 г. в ней значилось 5
человек, в конце года был принят шестой сотрудник. Оборот артели достигал 1355
руб.[3].
«Модерн» просуществовал недолго, в 1930
г. артель слилась с товариществом «Путь к коллективизации» под эгидой
последнего, и с 1 июля все денежные расчеты перешли в ведение товарищества. 23
июля 1930 года правление артели опубликовало в «Коммунаре» просьбу срочно
предъявить в 2-дневный срок претензии, если таковые имеются, а заказчиков
явиться за своими карточка ми в течение двух недель со дня опубликования, после
чего таковые будут уничтожены, а задатки возврату не подлежат.
Автором фотографии № 8 был Владимир
Иванович Вакуленко (1868–1925?), сын известного фотографа И.П. Вакуленко,
удостоенного личной благодарности Николая II в 1891 г. и обладателя четырех наград
на российских фотографических выставках, серебряного медалиста выставки 1893
года. Снимки И.П. Вакуленко 1891 г. с видами Пензы хранятся в фондах
Государственного Эрмитажа. И.П. Вакуленко имел два крупных фотоателье: одно в
г. Туле, другое в Пензе. Свою тульскую фотографию в центре города И.П.
Вакуленко открыл в 1892 г., а в 1898 г. передал со всеми принадлежностями по
дарственной сыну Владимиру, бывшему ранее помощником провизора.
Профессиональное сотрудничество отца и сына продолжалось; они рассматривали
свои ателье в Туле и Пензе как единое предприятие. В.И. Вакуленко изготавливал
портреты размером до натуральной величины оригинала, работал в технике
ФОТО-СЭМИ эмаль (изображения на булавках, брошках, запонках и брелоках), по
приглашению выезжал на фотосъемку в уезды Тульской губернии. В 1907–1917 гг.
был почетным членом Попечительства тульских детских приютов4 и членом Тульской
губернской ученой архивной комиссии с момента ее создания в 1913 г.
В.И. Вакуленко имел высокий
профессиональный статус, поэтому именно он стал автором известных фотоснимков
Николая II во время его пребывания в Туле 21 ноября 1914 г. Документов, характеризующих
деятельность В.И. Вакуленко в советский период, выявить не удалось, в т.ч. по
комплексу, отложившемуся в результате регистрации отдела местного хозяйства
Тулгубисполкома, что заставляет предполагать, что его к этому моменту уже не
было в живых.
Публикуемые документы ГАТО имеют высокую
историко-художественную ценность, в связи с чем они (и другие фотографии) были
отобраны оргкомитетом 2-й «Фотобиеннале историко-архивной фотографии из
российских музеев и архивов» как экспонаты выставки в Мраморном дворце
Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), которая прошла в декабре
2013 — феврале 2014 г. 2-я биеннале представляла не столичные, а региональные
коллекции 18-ти областей России. Несомненный успех 2-й фотобиенале стал
причиной продления сроков ее работы. Участие тульских архивистов в совместном
проекте с музеем мирового уровня стало событием в культурной жизни и повысило
престиж Тульской области и государственного архива.
1. Галкина Е.В. Из истории тульской фотографии
// Тульский краеведческий альманах. 2003. Вып. 1. С. 66–72 .
2. ГАТО. Ф. 610. Оп. 48. Д. 9. Л. 102.
3. ГАТО. Ф. 1396. Оп. 1. Д. 1148. Л.
6об–7.
4. См. Памятные книжки Тульской
губернии.
Библиографическая ссылка:
Антонова И.А. Ленинские траурные дни в Туле / И.А. Антонова
// Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.80-87.
Комментариев нет:
Отправить комментарий