И.Г. Ковшарь
В ходе выявления и паспортизации
надгробных памятников Всехсвятского кладбища, имеющих художественную и
историческую ценность, ещё в конце прошлого века были обнаружены два
белокаменных надгробия, интересных во всех отношениях. Они расположены прямо
напротив алтарной апсиды собора. Хотя время их установки разделяет тридцать
пять лет, они относятся к одному типу — саркофагу. Объединяет их и тот факт,
что оба они были установлены, по-видимому, на семейном участке. К сожалению,
надгробия были сброшены со своих мест и сейчас невозможно установить, где
находились могилы. Скорее всего, данный семейный участок располагался
приблизительно на месте обнаружения надгробных памятников.
Более раннее надгробие княгини
Горчаковой датируется концом восемнадцатого века и являет собой превосходный
образец стиля классицизм в малой архитектурной форме. Этот стиль в данный
период переживал свой расцвет. Надгробие представляет собой крупный, строгих
геометрических очертаний трапециевидный объем длиной 162 см, декорированный
высокими рельефными рамками.
Рамки обвиты лиственными гирляндами и размещены на
южном и северном фасадах. Гирлянды свиваются в венок на западном торце, внутри
венка помещена монограмма «КАГ» («княгиня Александра Горчакова»). На восточном
торце расположено выполненное в очень высоком рельефе изображение «Адамова
голова» (череп с костями) — неизменное напоминание о смерти как расплаты за
грехи.
При расчистке и научном описании
саркофага на нём ещё явственно читались следы первоначальной окраски: плоскости
фасадов были некогда покрыты красной охрой, гирлянды, венок и монограмма были
золотыми, буквы текстов — чёрными. Это позволяет реконструировать цветовое
решение надгробного памятника, ведь в XVIII в., как и в XIX, надгробия были
полихромными[1].
Тексты, помещенные в рамках на южном и
северном фасадах саркофага, несут информацию: ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕНО ТЕЛО РАБЫ БОЖИЯ
АЛЕКСАНДРЫ, УРОЖДЕННЫЯ БАСКАКОВОЙ, А В СУПРУЖЕСТВЕ КНЯГИНИ ГОРЧАКОВОЙ. РОЖДЕНА
1763 (?) ГЕНВАРЯ 6, СКОНЧАЛАСЬ 1794 ГОДА НОЯБРЯ 21. МАТЕРНЯЯ ЛЮБОВЬ ВОЗДВИГНУЛА
СЕЙ ПАМЯТНИК. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ХРИСТИЯНИН, ПРОЛЕЙ МОЛЕНИЕ ГОСПОДУ О УСПОКОЕНИИ
ДУШИ ЕЯ. Характер шрифта и декоративного оформления надгробия соответствует
стилистике конца XVIII в.
Надгробие было обнаружено перевёрнутым и
почти полностью ушедшим в землю. При обследовании было откопано, перекантовано
и установлено вблизи места обнаружения.
Второй саркофаг, обнаруженный в куче
мусора недалеко от надгробия А.Горчаковой, разительно отличается от него по
внешнему виду. Он датирует ся 1830-ми годами. Состоит из нескольких частей:
основного объёма, накладной крышки, приподнятой выкружкой, массивной
полукруглой «короны» на западном торце, а также, возможно, фигурных подставок,
которые были утрачены. Эти детали усложняют форму памятника, он лишен свойственной
классицизму ясности и монументальности. Фасады саркофага также производят
впечатление усложнённости, благодаря ярко выраженному членению трапециевидными
рамками, карнизами, вертикальными тягами, рельефными изображениями плакальщиц.
Характернейшей особенностью данного надгробия является соединение разнородных
элементов в изображениях: наряду с реминисценциями классицизма (плакальщицы,
античные символы смерти в виде угасающих светильников, перевёрнутых факелов,
сломанных деревьев) имеют место христианские изображения. На западном торце
помещен рельеф с евангельским сюжетом — «Троица Новозаветная», на крышке
изображён один из символов Христа — виноградная лоза.
Объединение разностилевых элементов в
одном произведении является определяющим условием эклектики. В данном случае
такое объединение закономерно: в 1830-х годах в русской культуре классицизм
начинает восприниматься как нечто устаревшее, и одновременно ведутся поиски
нового, «национального» стиля. В надгробных памятниках это явление естественным
образом имело вид обращения к христианской тематике.
Тексты описываемого саркофага выполнены
мелким тонким шрифтом, имитирующим письмо пером — заглавные и строчные буквы,
нажимы, волосяные линии. Они сообщают, что «под сим памятником погребена
коллежская советница Мария Васильевна Веницеева, урожденная Баскакова»,
родившаяся в 1761 г., скончавшаяся в 1831 г. 26 июля. Информационный текст
распо ложен на южном фасаде, стихотворная эпитафия (читаемая фрагментарно) — на
северном. Характер шрифта и изображений соответствуют стилистике ампира и
эклектики 1830-х годов.
Надгробие было полностью скрыто в куче мусора,
перевёрнуто, крышка, «корона» и одна пара подставок были найдены в радиусе двух
метров от надгробия. Надгробие было выкопано, перекантовано и установлено
вблизи места обнаружения, в одном метре от саркофага кн. А. Горчаковой.
Невольно возникает ряд вопросов:
погребённые рядом на почётнейшем месте (напротив алтаря храма), носившие в
девичестве одну и ту же фамилию, — кем они приходились друг другу? И почему
величественный памятник Горчаковой поставлен был не безутешным супругом, а матерью,
и почему молиться надо об «успокоении», а не «упокоении» души княгини? Почему
М.В. Веницеевой установлен не жертвенник или колонна (наиболее распространенные
в 1830-е годы типы дворянских надгробий), а саркофаг, чаще встречаемый в это
время на купеческих могилах?
О Марии Васильевне Веницеевой мы знаем достаточно,
в основном, благодаря её супругу. Семён Никифорович Веницеев (1748–1820) был известным
в Туле чиновником, занимал разные должности, к концу жизни имел чин коллежского
советника. Примечательно, что именно в его бытность командиром оружейного
завода (1785–1794) были отосланы в Англию для совершенствования мастерства Я.
Леонтьев и А. Сурнин. И.Ф. Афремов отмечает широкую организаторскую и
благотворительную деятельность Веницеева, вот что он пишет: «Он был женат на
тульской помещице Марье Васильевне Баскаковой и оставил по себе незабвенную
память в Туле перестройкою оружейного завода, арсенала, равно как учреждением
Баскаковского инвалидного дома и Александровского дворянского училища…
Скончался в Туле (в собственном доме на Дворянской улице) в начале 1820 года на
72-м годе полезной жизни своей, и похоронен в имении своем Одоевского уезда в
селе Скобочеве при сооруженной им Никольской церкви. Супруга его скончалась в Туле
в 26-й день июля 1831 года и похоронена на Всехсвятском кладбище, где инвалиды
Баскаковского дома ежегодно возобновляют могилу благодетельницы своей».[2] К
сожалению, Афремов, восторженно описывая деятельность Веницеева, попутно ввел
некоторые неточности, которые сейчас уже имеют тенденцию стать фактологической
ошибкой. Это тем более досадно, что в последние годы имя Веницеева привлекает
внимание исследователей, особенно в связи с его ролью в создании Александровского
дворянского училища, правопреемником которого в наше время выступает Тульский
кадетский корпус спасателей «ЮНИСПАС».
Установить же степень родства Александры
Горчаковой и Марии Васильевны Веницеевой казалось делом не сложным. Однако в
многотомном труде В.И. Чернопятова «Дворянское сословие Тульской губернии»
сведений о роде Баскаковых не нашлось, хотя Яблочков упоминает этот род как
включенный в Бархатную книгу. Не внесены Баскаковы и в Дворянскую книгу Тульской
губернии, которая составлялась с 1792 года. Это само по себе кажется странным.
Однако в «Родословце» Чернопятова в родословной росписи князей Горчаковых мы
встречаем Александру Васильевну (!) Баскакову: она упоминается как вторая жена
лейб-гвардии прапорщика князя Ивана Павловича Горчакова. Причём, что важно,
В.И. Чернопятов указывает дату её смерти — ноябрь 1794 г. Значит, речь идёт о
«нашей» княгине. Из этой же росписи мы узнаём, что у князя и Александры
Васильевны было двое детей: сын князь Василий Иванович, 1792 года рождения,
артиллерии подпоручик, одоевский помещик с. Скобичева (!), и дочь княжна
Прасковья Ивановна.[3]
Ещё одного представителя рода Баскаковых
мы встречаем в VII томе книги «Дворянское сословие Тульской губернии». Этому
представителю Чернопятов посвятил самую обширную статью тома, обозначенного им
как «Некрополь»: в нем приведены сведения о погребениях тульских дворян на
территории губернии. Позволим себе привести ее полностью:
«Под сим камнем покоится прах в Бозе
почивающей статской советницы Параскевы Петровны Баскаковой, рожденной 1740 г.
и скончавшейся 1808 года августа 6 дня. Воспитанная в недрах святой соборной
Апостольской церкви, посвятила и даже истощила себя на вкоренение о благодати
Господней в сердце свое истинного благочестия, непоколебимой веры во Иисуса
Христа, твердого упования о воскресении мертвых и жизни будущего века, и любви
к Богу и ближнему. В 1795 году устроила в городе Туле богадельню для 10
престарелых воинов, и в этом же году водворив их в оный, определила ежегодно на
содержание их довольную сумму. В 1798 году соорудив храм сей во имя Богоявления
Господня с приделами, посвященными святителям Николаю и Димитрию Чудотворцам,
завещала по кончине своей на исправление онаго ежегодно по 200 рублей. 1801 г.
обязалась на своем иждивении в Александровском училище навсегда воспитывать
неимущего дворянского отрока. Наконец, в 1808 году августа 4 дня, т.е. за день
до разрушения бытия её, утвердила завещание о ежегодном употреблении в пользу
страждущего человечества 2000 рублей. Сверх того, с христианской любовию
служителей алтаря Господня, нуждающихся в какой-либо церковной утвари и прочих,
оскудевших лично в пропитании, уделяя каждому, колико благодать Божия
предопределяла ея сердцу. Государю Императору Александру Павловичу благоугодно
было почтить память ея следующим Всемилостивейшим рескриптом: «Желая почтить
память, ея последние минуты жизни столь полезным отечеству и добродетельным
подвигом ознаменовавшей, утверждаю все распоряжения, по сему предмету ею
сделаемые». А ты, о Неисчерпаемый источник милосердия и щедрот, не пощадивый
Пречистыея своея крови для искупления человека, прими в руце твоя дух ея, по
святейшему Твоему слову блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Отверзи
ей врата царствия твоего и сотвори ю причастницею великолепные славы Твоея».
Далее Чернопятов указывает место
погребения П.П. Баскаковой — К.ц.с. Скобочево (О.), что означает «Кладбище
церкви села Скобочево Одоевского уезда»[4].
В книге «Приходы и церкви Тульской
епархии» подтверждается что «храм в с. Скобочеве каменный, во имя Богоявления
Господня, построен на средства местной помещицы Параскевы Петровны Баскаковой.
При храме два придельных алтаря: правый во имя Димитрия Ростовского, левый — во
имя святого Николая Чудотворца, построены одновременно с храмом, тою же Баскаковою
в 1798 году»[5].
Из архивных документов известно также,
что П.П. Баскакова положила в банк капитал с тем, чтобы ежегодно «по жребию
выдавалось: 200 рублей ассигнациями одной из бедных вдов благородного
происхождения и 400 рублей ассигнациями одной из бедных девиц того же сословия
в пособие при выходе в за- мужество».[6] Эти пособия выдавались еще в 1860-е
г., т.е. более чем через полвека после её смерти.
Какова же связь генеральши и крупной
тульской благотворительницы П.П. Баскаковой с княгиней Горчаковой и М.В.
Веницеевой? Нам представляя ется это так. Вдова статского советника Василия Баскакова
Прасковья (Параскева) Петровна является владелицей родового села Скобочево. Её дочери
замужем: Александра Васильевна за князем Иваном Горчаковым, у них дети — князь
Василий Иванович и княжна Прасковья Ивановна; Мария Васильевна замужем за С.Н.
Веницеевым, сведений о детях нет. Поскольку род Баскаковых пресекался на
Александре и Марии, то подавать прошение о внесении в Дворянскую книгу Тульской
губернии не стали. После безвременной кончины Александры, оставившей маленьких детей,
её мать, сражённая горем, немедленно начинает масштабную благотворительную
деятельность: уже в следующем после смерти Александры, 1795 г. основывает в
Туле богадельню для инвалидов (т.е. отставных солдат, отслуживших 25 лет), в
1798 г. строит в своем селе церковь Богоявления Господня. Затем она с момента
основания кадетского корпуса (1801) берёт на себя обязательство содержать
одного неимущего отрока, выделяет ежегодную выплату одной вдове и одной девице
дворянского сословия и т.п. После смерти Прасковьи Петровны в 1808 г., ее зять Веницеев,
вероятно, являлся ее душеприказчиком, что и дало повод И. Афремову приписывать ему
ряд её благодеяний (основание Баскаковского инвалидного дома, строительство
храма в селе Скобочеве).
К слову, и само Скобочево С.Н. Веницееву
никогда не принадлежало, тем более не было его родовым селом. Тот же
Чернопятов, приводя данные 6 ревизской сказки (1810 г.), указывает владельцев
села: коллежскую советницу Марью Васильевну Веницееву (кроме того, ей же
принадлежат в д. Дубки 156 душ крепостных), юнкера князя Василия Ивановича
Горчакова и княжну Прасковью Ивановну Горчакову (им же еще принадлежат в д.
Новая Слободка еще 511 крепостных).[7] Таким образом, Скобочево оставалось во
владении потомков рода Баскаковых, поскольку являлось именно их родовым селом.
М.В. Веницеева умерла в 1831 г. и была
похоронена рядом с сестрой, княгиней А.В. Горчаковой. Возможно, ради
сохранения, как мы сейчас бы сказали, типологического единства на её могиле
было установлено надгробие не в виде жертвенника или колонны, как это было модно
в то время, а саркофаг. Украшенный рельефными изображениями в виде сюжетных
композиций и декоративных орнаментов, изящный и строгий, он и ныне
располагается рядом с саркофагом А.В. Горчаковой напротив алтаря собора Всех
Святых в Туле, чуть в глубине кладбища.
Надгробие С.Н. Веницеева (точнее, его
фрагмент — основание гранитной «Голгофы») было обнаружено экспедицией Тульского
кадетского корпуса спасателей «ЮНИСПАС» в 2008 г. в селе Скобачево (современное
написание названия), перенесено в Тулу и ныне размещено на территории Корпуса[8].
Надгробие П.П. Баскаковой, погребенной у стен сооруженной ею церкви, не
выявлено ни в ходе этой экспедиции, ни при более раннем обследовании территории
сотрудниками муниципального музея «Тульский некрополь». Не исключено, что оно и
сейчас является частью кладки стен коровника этого села.
1. Ковшарь И.Г. Семантика изображений в
надгробиях тульского некрополя. // Историко-археологические чтения памяти Н.И.
Троицкого. Материалы. Тула, 1997.
2. Афремов И.Ф. Собрание сочинений /
Сост. Н.К. Фомин. Тула, Куликово поле, 2008. С. 207.
3. Чернопятов В.И. Дворянское сословие
Тульской губернии. В 12-ти томах. Т. III (XII). Родословец. Тула, 1909. С. 16.
4. Чернопятов В.И. Дворянское сословие
Тульской губернии. В 12-ти томах. Т. VII (XVI). Некрополь. Тула, 1912. С. 15.
5. Приходы и церкви Тульской епархии.
Тула, 1895.
6.
ГАТО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 538. Л. 42.
7. Чернопятов В.И. Указ. соч. Т. X
(XIX)/ Тульское военное ополчение. Тула, 1912.
8. Невзоров Б. Семен Никифорович
Веницеев. // Тульский краеведческий альманах. 2011. Вып. 8. С. 123–125.
Библиографическая ссылка:
Ковшарь И.Г. Надгробные памятники
княгини Горчаковой и Марии Веницеевой (урожденных Баскаковых). Саркофаги,
имена, владения / И.Г. Ковшарь // Тульский
краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. – С.182-188.
Комментариев нет:
Отправить комментарий