Празднование Рождества и Нового года в Туле в начале XX в.

А.К. Шиленков


Встреча Нового года и Рождество — один из самых красивых современных праздников, имеющий в России давние традиции. В настоящее время праздники не столь крепко связаны друг с другом, как это было в начале прошлого века.
Более 100 лет назад Рождество и Новый год вместе создавали единую атмосферу зимних праздников, как для сельских жителей, так и для горожан. Рождество, отмечавшееся 25 декабря, открывало святочные гуляния и для туляков было одним из главных событий в году.
Длительной подготовкой к нему и самим праздником руководила прежде всего церковь, т.к. ее значение в досоветской России было очень велико. Празднику предшествовал сорокадневный Рождественский пост, начинавшийся 15 ноября, сразу после дня памяти святого апостола Филиппа. Строгость поста возрастала в последний день – сочельник, когда в пищу разрешалось принимать только сочиво – зерна, размоченные водой. По этой же причине в сочельник и в день празднования Рождества воспрещались всякие общенародные забавы и общественные увеселения, в том числе театральные представления, концерты, маскарады и разные зрелища[1]. Праздник начинался в церквях 24 декабря с богослужений. Первой при совершении Царских часов восхвалялась правящая династия и все православные христиане.
После полудня совершалась литургия Василия Великого, она заканчивалась благодарным молебным пением об избавлении России от нашествия галлов и с ними двенадцати языков; эта традиция возникла после победы в Отечественной войне 1812 г. Далее следовало всенощное бдение, начинавшееся великим повечерием. Торжественность праздничных богослужений подчеркивало участие в них первого лица консистории. Так, 24 декабря 1913 г. архиепископ Тульский и Белевский Парфений присутствовал на литургии в Крестовой церкви[2]; всенощное бдение служил в Кафедральном соборе[3]; в день праздника, а также в последний день года архиепископ служил литургию также в Кафедральном соборе[4].
Обязательными богослужениями сопровождалась также встреча Нового года. Во всех храмах Тулы в 12 часов ночи 31 декабря совершались новогодние молебствия. Как отмечают «Тульские епархиальные ведомости», Кафедральный собор «настолько переполнен был пожелавшими Новый год встретить в храме Божьем и с молитвой, что многим и многим пришлось стоять снаружи храма»[5].
В православные двунадесятые праздники работать разрешалось только в случае особой необходимости6, поэтому все время Святок (26 декабря — 6 января) отдавалось развлечениям и народным гуляниям. На период святок приходилось также и празднование Нового года. В этот период особое внимание уделялось прежде всего развлечениям детей. Духовенство организовывало праздники в церковно-приходских школах. Так, 29 декабря 1912 г. в зале тульской второклассной школы для учащихся церковно-приходских школ был организован святочный вечер с украшенной елкой. На ней были блестящие игрушки и даже электрические гирлянды. Программа состояла из двух частей. В первой части дети пели хором и рассказывали стихотворения. Вторая часть программы состояла из пьесы «Рождественская звездочка» в 2-х частях. По завершении программы детям дарили подарки и устраивали игры вокруг елки[7]. Подобные детские праздники проходили по всей губернии. 2 января 1913 г. «елка» состоялась в школе с. Сергиевское Крапивенского уезда. В программу вечера было включено 28 номеров с песнями и стихотворениями8. Почетными гостями на детских праздниках были члены Епархиального училищного совета, ректор семинарии и сам архиепископ.
Инициаторами проведения детских праздников могло выступать не только духовенство. 4 января 1907 г. попечительница 3-го городского училища Н.В. Любомудрова на свои средства устроила в школе праздник с раздачей подарков[9]. Вопрос о подарках для детей в начале прошлого века волновал общественность не меньше, чем в наши дни. «Тульский вестник» писал, что куклы, которых дарят девочкам на праздник, не помогают развивать в детях высокие положительные качества, а только помогают приобретать пустое внешнее сходство с игрушкой. Дарить же нужно «все то, что может возбудить в них [детях] добровольное стремление вон из комнат. Лыжи, коньки, сани, метлы, лопаты, скребки»[10].
Украшенные елки устанавливали и для другой аудитории. Специально для солдат гарнизона ставилась пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба» под руководством офицера. Особая комиссия из офицеров выработала программу: в каждой роте устроить елку, в учебной команде — спектакль, в помещение нижних чинов пригласить фокусника. Кроме того, показывались «туманные картины»[11].
Помимо атмосферы праздника и ожидания различных увеселений жители Тулы ждали Рождество по той причине, что обычно к празднику выдавались премии. Жалование городовых городской полиции за декабрь 1913 г. составило 4516 руб. 70 коп. На премии к Рождеству было выделено дополнительно 944 руб. (~17,3% от общего дохода). Сыскное отделение получило 120 руб. жалования и 120 руб. в качестве премии. Пожарным выплатили 1458 руб. 69 коп. жалования в декабре, 375 руб. — премии (~20,5% от общего дохода). 300 руб. было выдано полицмейстеру[12]. Но были также и обиженные; газета «Тульская молва» пишет: «Во всех учреждениях г. Тулы служащие получили награды к празднику Рождества. Только в управлении государственных имуществ служащие не получили ни копейки к празднику ввиду отсутствия средств. Управляющий г. Штурм несколько раз писал в Петербург с просьбой изыскать деньги на выдачу наград, но его ходатайство не увенчалось успехом»[13].
Особой приметой Рождества была щедрая благотворительность. В предрождественских выпусках «Тульских губернских ведомостей» публиковался призыв к губернской элите производить пожертвования в пользу детских приютов ведомства Императрицы Марии. Сделавшие пожертвования регистрировались, списки публиковались в первых газетных выпусках года. Обычно списки открывали имена архиепископа и управляющего губернией и содержали несколько десятков фамилий из семей наиболее известных и состоятельных горожан (Арсеньевы, Баташевы, Глаголевы и т.д.).
В праздники на улицах появлялось большое количество нищих, просящих милостыню[14]. В церквях к Рождеству проводилась выдача денежной помощи бедным прихожанам, которая составляла значительную часть расходов церкви в рамках последнего месяца года. Так, в Крестовоздвиженской церкви Тулы в декабре 1914 г. было выдано 206 руб. Тогда же бедным невестам на замужество было выдано 212 руб., на содержание школы — 171 руб., на свечи — 54 руб[15]. В ценах 1913 г. хлеб стоил 3-5 коп. за фунт, дамская прическа 75 коп.[16], годовая плата наемному работнику в деревне в 1912 г. составляла в среднем 95 руб. в год[17].
Рождество непременно проходило в церкви, а в Новый год одной из обязательных светских традиций были визиты туляков к должностным лицам с поздравлениями. Они занимали много времени, поэтому тульский губернатор через газету пригласил всех лиц, «желающих принести взаимные поздравления в день Нового года, собраться взамен визитов в помещении Дворянского собрания от 2-х до 3-х часов дня…»[18]. О стремлении упорядочить данный процесс свидетельствует также приказ по тульской городской полиции № 1 от 1 января 1912 г.: «Прием поздравлений осуществляется в полицейском управлении 1-го января с часа до двух»[19]. Засвидетельствовать свое почтение в форме поздравления было очень важно, даже в отсутствие высшего чиновника в городе. Так, в начале 1914 г. тульский губернатор В.А. Лопухин находился в отъезде в Санкт- Петербурге, поэтому полицмейстер С.А. Толпыго не просто поздравил его телеграммой, но для верности опубликовал ее в газете «Тульская молва»[20].
В канун и на протяжении всех праздников газеты пестрели рекламой в поздравительной форме: «Торговый дом Первое тульское мануфактурное товарищество поздравляет покупателей»[21]. «Магазин придворной пекарни Д.И. Филиппова. Кондитерские изделия для подарков — печенье, пирожные, конфеты, сухари, кулебяки»[22]. Доктор Г.О. Гартман дает поздравление в виде скрытой рекламы: «Поздравляю вас, дорогие мои, незабвенные туляки, сотоварищи, бывшие мои пациенты с праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!»[23].
Одновременно с рекламой в газетах публиковали афиши ежедневных представлений. Театр «ХХ век» предлагал посетителям показ комедий, привлекал людей зрелищем большой елки с электрическим освещением. Тульский зимний театр, Новый театр ставили пьесы и спектакли («Петр Великий», «Наследный принц»), в том числе для детей («Принц и нищий»). Тульское общественное собрание проводило костюмированные балы, маскарады и танцевальные вечера. Электротеатры[24] показывали фильмы («Король», «Олимпийские игры»). Тематика развлечений не обязательно могла быть связана с Рождеством или Новым годом. В основном работа таких учреждений в последнюю неделю декабря была призвана обеспечить праздничное настроение среди горожан, в связи с чем показывали много комедий («Бес в ребро», «Женитьба Бальзаминова», «Лакей не по призванию», «Очки колдуньи»)[25].
Празднование Нового года для различных сословий проходило обособленно. Купечество встречало Новый 1914 год весьма торжественно. Фойе купеческого клуба украсили еловыми ветками и разноцветными лампочками, на столах стояли живые цветы; танцевали под музыку оркестра 11-го пехотного Псковского полка[26]. В здании Дворянского собрания собирались семьями. Разливали шампанское, дамы были в шикарных туалетах. Здесь также веселье шло под звуки военного оркестра, а после ужина танцевали[27]. Однако в застольных тостах были слышны и нотки беспокойства. Во время праздника 31 декабря 1906 г. старшина собрания Торопов выступил с речью, в которой выразил уверенность, что революционные настроения в народе утихают и в следующем 1907 г. вовсе исчезнут. Речь произвела на публику негативное впечатление[28]. По всей видимости, никому не хотелось слушать политические темы в атмосфере новогоднего праздника.
В то время как «высшие сословия» организовывали балы, маскарады и спектакли в своих клубах, в городе устраивались народные гуляния. Так, на Хлебной площади работали балаганы, карусели и давались небольшие представления. Проводились конкурсы, ставились силомеры[29]. В это же время в местах скопления людей возникали специфические представления. Например, на Киевской улице появились мальчики-китайцы, которые играли на барабанах, зарабатывая деньги[30].
Начало массовых гуляний повышало риск нарушений общественного порядка, поэтому в приказе тульской городской полиции на 24 декабря 1913 г. №358 значилось: «Чинам полиции … усилить внимание и быть особо бдительными. 24 декабря в канун праздника Рождества Христова и 25 декабря, в день самого праздника, не допускать в г. Туле никаких общественных увеселений, театральных представлений, концертов и т.п.»[31]. Полицейские наряды направлялись в места скопления народа и проведения массовых мероприятий: на Хлебную площадь, Киевскую улицу, в Новый театр, Театр народного дома, цирк, электротеатр «Феномен» и т.д.
В связи с началом праздников возрастало число происшествий. В декабре 1913 г. на ул. Штыковой от пьянства скончалась домовладелица А.Г. Орехова. Её мужа найти не смогли, т.к. он накануне исчез из дома и предпочел выпивать в другой компании. В д. Скоряпкино крестьянин А.М. Андреевский проткнул себе горло ножницами, но причинил себе незначительную рану; причины, по которым он совершил данный поступок, Андреевский назвать отказался. Учащались случаи краж[32].
Нарушения общественного порядка имели место и в рядах полиции. В приказе от 28 декабря 1913 г. №362 сказано: «25 декабря городовой 4-й части № 255 Семен Гордиков, отлучившись без надобности с поста, напился пьян, на поиски его был послан городовой №241 Степан Глазунов, который также напился пьян; кроме того, городовые №263 Иван Федоров и №248 Венедикт Мельников, сменившись с постов, также позволили себе напиться пьяными»[33].
Редкие случаи недостойного поведения некоторых жителей Тулы не могли нарушить праздничной атмосферы в городе. В начале ХХ в. Рождество занимало очень важную роль в обществе. К празднику делали благотворительные пожертвования для нуждающихся, люди дарили друг другу подарки. Организации традиционно выплачивали премии сотрудникам, приуроченные к Рождеству. В Святки в городе устраивались народные гуляния. Празднование Нового года, безусловно, тоже являлось значимым событием. Однако нельзя, говоря о начале ХХ века, противопоставлять праздники друг другу. Новый год представляется гармоничным продолжением святочных гуляний, оставляя первенство Рождеству.


1. См., например: Нечаев, П.И. Практическое руководство для священнослужителей или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав : с прил. Алфавитного указателя // Под ред. А.П. Ростовского. 12-е изд., Санкт-Петербург : тип. П.П. Сойкина, 1915. 918 с. В частн. С. 166. (То же. 1-е изд. СП б., 1884).
2. Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи при Тульском архиерейском доме, ныне здание находится в ведении Управления ФСБ России по Тульской области.
3. Богоявленский собор Тульского кремля.
4. Тульские епархиальные ведомости 1913. №1-2 (1-8 янв.). С. 26.
5. Там же. №3 (15 янв.). №3. С. 70.
6. Нечаев, П.И. Практическое руководство… С. 167-168.
7. Тульские епархиальные ведомости. 1912. №3-4 (15-22 янв.). С. 80-81.
8. Там же.
9. Тульский вестник. 1906. №35 (24 дек.). С. 2.
10. Там же. С. 3.
11. Тульская речь. 1906. №60. (25 дек.). С. 4.
12. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Лл. 513-515.
13. Тульская молва. 1913. №1846. (28 дек.). С. 2-3.
14. То же. 1914. №2141 (24 дек.). С. 2.
15. ГАТО. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2276. Л. 45.
16. Тульское утро. 1913. №37 (31 дек.). С. 1-3.
17. Памятная книжка Тульской губернии на 1914 год. Тула : Тип. губ. правл., 1914 . Отд. III. С. 15.
18. Тульские губернские ведомости. 1909. №98 (23 дек.). С. 1.
19. ГАТО. Ф. 445. Оп. 1. Д. 612. Л. 2.
20. Тульская молва. 1014. №1849 (1 янв.). С. 2.
21. Там же. 1913. №1845 (25 дек.). С. 1.
22. То же. №1844 (24 дек.). С. 1.
23. То же. №1845. С. 1.
24. Кинотеатры.
25. Тульская молва. 1913. №1846 (26 дек.). С. 1-2.
26. То же. 1914. №1849 (1 янв.). С. 2.
27. Там же.
28. Тульская речь. 1907. №66 (3 янв.). С. 2.
29. То же. 1906. №61 (28 дек.). С. 2.
30. Тульская молва. 1913. №1847 (29 дек.). С. 2.
31. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Л. 503об.
32. Тульская молва. 1913. №1847 (29 дек.). С. 2.
33. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Л. 507об.


Библиографическая ссылка:


Шиленков А.К. Празднование Рождества и Нового года в Туле в начале XX в// Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.58-61.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100