А.К.
Шиленков
Встреча
Нового года и Рождество — один из самых красивых современных праздников,
имеющий в России давние традиции. В настоящее время праздники не столь крепко
связаны друг с другом, как это было в начале прошлого века.
Более
100 лет назад Рождество и Новый год вместе создавали единую атмосферу зимних
праздников, как для сельских жителей, так и для горожан. Рождество, отмечавшееся
25 декабря, открывало святочные гуляния и для туляков было одним из главных
событий в году.
Длительной
подготовкой к нему и самим праздником руководила прежде всего церковь, т.к. ее
значение в досоветской России было очень велико. Празднику предшествовал
сорокадневный Рождественский пост, начинавшийся 15 ноября, сразу после дня
памяти святого апостола Филиппа. Строгость поста возрастала в последний день –
сочельник, когда в пищу разрешалось принимать только сочиво – зерна,
размоченные водой. По этой же причине в сочельник и в день празднования Рождества
воспрещались всякие общенародные забавы и общественные увеселения, в том числе
театральные представления, концерты, маскарады и разные зрелища[1]. Праздник
начинался в церквях 24 декабря с богослужений. Первой при совершении Царских
часов восхвалялась правящая династия и все православные христиане.
После
полудня совершалась литургия Василия Великого, она заканчивалась благодарным
молебным пением об избавлении России от нашествия галлов и с ними двенадцати
языков; эта традиция возникла после победы в Отечественной войне 1812 г. Далее
следовало всенощное бдение, начинавшееся великим повечерием. Торжественность
праздничных богослужений подчеркивало участие в них первого лица консистории.
Так, 24 декабря 1913 г. архиепископ Тульский и Белевский Парфений присутствовал
на литургии в Крестовой церкви[2]; всенощное бдение служил в Кафедральном
соборе[3]; в день праздника, а также в последний день года архиепископ служил
литургию также в Кафедральном соборе[4].
Обязательными
богослужениями сопровождалась также встреча Нового года. Во всех храмах Тулы в
12 часов ночи 31 декабря совершались новогодние молебствия. Как отмечают
«Тульские епархиальные ведомости», Кафедральный собор «настолько переполнен был
пожелавшими Новый год встретить в храме Божьем и с молитвой, что многим и
многим пришлось стоять снаружи храма»[5].
В
православные двунадесятые праздники работать разрешалось только в случае особой
необходимости6, поэтому все время Святок (26 декабря — 6 января) отдавалось
развлечениям и народным гуляниям. На период святок приходилось также и
празднование Нового года. В этот период особое внимание уделялось прежде всего
развлечениям детей. Духовенство организовывало праздники в церковно-приходских
школах. Так, 29 декабря 1912 г. в зале тульской второклассной школы для
учащихся церковно-приходских школ был организован святочный вечер с украшенной
елкой. На ней были блестящие игрушки и даже электрические гирлянды. Программа
состояла из двух частей. В первой части дети пели хором и рассказывали
стихотворения. Вторая часть программы состояла из пьесы «Рождественская
звездочка» в 2-х частях. По завершении программы детям дарили подарки и
устраивали игры вокруг елки[7]. Подобные детские праздники проходили по всей
губернии. 2 января 1913 г. «елка» состоялась в школе с. Сергиевское
Крапивенского уезда. В программу вечера было включено 28 номеров с песнями и
стихотворениями8. Почетными гостями на детских праздниках были члены
Епархиального училищного совета, ректор семинарии и сам архиепископ.
Инициаторами
проведения детских праздников могло выступать не только духовенство. 4 января
1907 г. попечительница 3-го городского училища Н.В. Любомудрова на свои
средства устроила в школе праздник с раздачей подарков[9]. Вопрос о подарках
для детей в начале прошлого века волновал общественность не меньше, чем в наши
дни. «Тульский вестник» писал, что куклы, которых дарят девочкам на праздник,
не помогают развивать в детях высокие положительные качества, а только помогают
приобретать пустое внешнее сходство с игрушкой. Дарить же нужно «все то, что
может возбудить в них [детях] добровольное стремление вон из комнат. Лыжи,
коньки, сани, метлы, лопаты, скребки»[10].
Украшенные
елки устанавливали и для другой аудитории. Специально для солдат гарнизона
ставилась пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба» под руководством офицера. Особая
комиссия из офицеров выработала программу: в каждой роте устроить елку, в
учебной команде — спектакль, в помещение нижних чинов пригласить фокусника.
Кроме того, показывались «туманные картины»[11].
Помимо
атмосферы праздника и ожидания различных увеселений жители Тулы ждали Рождество
по той причине, что обычно к празднику выдавались премии. Жалование городовых
городской полиции за декабрь 1913 г. составило 4516 руб. 70 коп. На премии к
Рождеству было выделено дополнительно 944 руб. (~17,3% от общего дохода).
Сыскное отделение получило 120 руб. жалования и 120 руб. в качестве премии.
Пожарным выплатили 1458 руб. 69 коп. жалования в декабре, 375 руб. — премии
(~20,5% от общего дохода). 300 руб. было выдано полицмейстеру[12]. Но были
также и обиженные; газета «Тульская молва» пишет: «Во всех учреждениях г. Тулы
служащие получили награды к празднику Рождества. Только в управлении
государственных имуществ служащие не получили ни копейки к празднику ввиду
отсутствия средств. Управляющий г. Штурм несколько раз писал в Петербург с
просьбой изыскать деньги на выдачу наград, но его ходатайство не увенчалось
успехом»[13].
Особой
приметой Рождества была щедрая благотворительность. В предрождественских
выпусках «Тульских губернских ведомостей» публиковался призыв к губернской
элите производить пожертвования в пользу детских приютов ведомства Императрицы
Марии. Сделавшие пожертвования регистрировались, списки публиковались в первых
газетных выпусках года. Обычно списки открывали имена архиепископа и
управляющего губернией и содержали несколько десятков фамилий из семей наиболее
известных и состоятельных горожан (Арсеньевы, Баташевы, Глаголевы и т.д.).
В
праздники на улицах появлялось большое количество нищих, просящих милостыню[14].
В церквях к Рождеству проводилась выдача денежной помощи бедным прихожанам,
которая составляла значительную часть расходов церкви в рамках последнего
месяца года. Так, в Крестовоздвиженской церкви Тулы в декабре 1914 г. было
выдано 206 руб. Тогда же бедным невестам на замужество было выдано 212 руб., на
содержание школы — 171 руб., на свечи — 54 руб[15]. В ценах 1913 г. хлеб стоил
3-5 коп. за фунт, дамская прическа 75 коп.[16], годовая плата наемному
работнику в деревне в 1912 г. составляла в среднем 95 руб. в год[17].
Рождество
непременно проходило в церкви, а в Новый год одной из обязательных светских
традиций были визиты туляков к должностным лицам с поздравлениями. Они занимали
много времени, поэтому тульский губернатор через газету пригласил всех лиц,
«желающих принести взаимные поздравления в день Нового года, собраться взамен
визитов в помещении Дворянского собрания от 2-х до 3-х часов дня…»[18]. О
стремлении упорядочить данный процесс свидетельствует также приказ по тульской
городской полиции № 1 от 1 января 1912 г.: «Прием поздравлений осуществляется в
полицейском управлении 1-го января с часа до двух»[19]. Засвидетельствовать
свое почтение в форме поздравления было очень важно, даже в отсутствие высшего
чиновника в городе. Так, в начале 1914 г. тульский губернатор В.А. Лопухин
находился в отъезде в Санкт- Петербурге, поэтому полицмейстер С.А. Толпыго не
просто поздравил его телеграммой, но для верности опубликовал ее в газете
«Тульская молва»[20].
В
канун и на протяжении всех праздников газеты пестрели рекламой в поздравительной
форме: «Торговый дом Первое тульское мануфактурное товарищество поздравляет
покупателей»[21]. «Магазин придворной пекарни Д.И. Филиппова. Кондитерские
изделия для подарков — печенье, пирожные, конфеты, сухари, кулебяки»[22]. Доктор
Г.О. Гартман дает поздравление в виде скрытой рекламы: «Поздравляю вас, дорогие
мои, незабвенные туляки, сотоварищи, бывшие мои пациенты с праздником Рождества
Христова и наступающим Новым годом!»[23].
Одновременно
с рекламой в газетах публиковали афиши ежедневных представлений. Театр «ХХ век»
предлагал посетителям показ комедий, привлекал людей зрелищем большой елки с
электрическим освещением. Тульский зимний театр, Новый театр ставили пьесы и
спектакли («Петр Великий», «Наследный принц»), в том числе для детей («Принц и
нищий»). Тульское общественное собрание проводило костюмированные балы,
маскарады и танцевальные вечера. Электротеатры[24] показывали фильмы («Король»,
«Олимпийские игры»). Тематика развлечений не обязательно могла быть связана с Рождеством
или Новым годом. В основном работа таких учреждений в последнюю неделю декабря была
призвана обеспечить праздничное настроение среди горожан, в связи с чем показывали
много комедий («Бес в ребро», «Женитьба Бальзаминова», «Лакей не по призванию»,
«Очки колдуньи»)[25].
Празднование
Нового года для различных сословий проходило обособленно. Купечество встречало
Новый 1914 год весьма торжественно. Фойе купеческого клуба украсили еловыми
ветками и разноцветными лампочками, на столах стояли живые цветы; танцевали под
музыку оркестра 11-го пехотного Псковского полка[26]. В здании Дворянского
собрания собирались семьями. Разливали шампанское, дамы были в шикарных
туалетах. Здесь также веселье шло под звуки военного оркестра, а после ужина
танцевали[27]. Однако в застольных тостах были слышны и нотки беспокойства. Во
время праздника 31 декабря 1906 г. старшина собрания Торопов выступил с речью,
в которой выразил уверенность, что революционные настроения в народе утихают и
в следующем 1907 г. вовсе исчезнут. Речь произвела на публику негативное
впечатление[28]. По всей видимости, никому не
хотелось слушать политические темы в атмосфере новогоднего праздника.
В то
время как «высшие сословия» организовывали балы, маскарады и спектакли в своих
клубах, в городе устраивались народные гуляния. Так, на Хлебной площади
работали балаганы, карусели и давались небольшие представления. Проводились
конкурсы, ставились силомеры[29]. В это же время в местах скопления людей
возникали специфические представления. Например, на Киевской улице появились
мальчики-китайцы, которые играли на барабанах, зарабатывая деньги[30].
Начало
массовых гуляний повышало риск нарушений общественного порядка, поэтому в
приказе тульской городской полиции на 24 декабря 1913 г. №358 значилось: «Чинам
полиции … усилить внимание и быть особо бдительными. 24 декабря в канун
праздника Рождества Христова и 25 декабря, в день самого праздника, не
допускать в г. Туле никаких общественных увеселений, театральных представлений,
концертов и т.п.»[31]. Полицейские наряды направлялись в места скопления народа
и проведения массовых мероприятий: на Хлебную площадь, Киевскую улицу, в Новый
театр, Театр народного дома, цирк, электротеатр «Феномен» и т.д.
В
связи с началом праздников возрастало число происшествий. В декабре 1913 г. на
ул. Штыковой от пьянства скончалась домовладелица А.Г. Орехова. Её мужа найти
не смогли, т.к. он накануне исчез из дома и предпочел выпивать в другой
компании. В д. Скоряпкино крестьянин А.М. Андреевский проткнул себе горло ножницами,
но причинил себе незначительную рану; причины, по которым он совершил данный
поступок, Андреевский назвать отказался. Учащались случаи краж[32].
Нарушения
общественного порядка имели место и в рядах полиции. В приказе от 28 декабря
1913 г. №362 сказано: «25 декабря городовой 4-й части № 255 Семен Гордиков,
отлучившись без надобности с поста, напился пьян, на поиски его был послан
городовой №241 Степан Глазунов, который также напился пьян; кроме того,
городовые №263 Иван Федоров и №248 Венедикт Мельников, сменившись с постов,
также позволили себе напиться пьяными»[33].
Редкие
случаи недостойного поведения некоторых жителей Тулы не могли нарушить
праздничной атмосферы в городе. В начале ХХ в. Рождество занимало очень важную
роль в обществе. К празднику делали благотворительные пожертвования для
нуждающихся, люди дарили друг другу подарки. Организации традиционно
выплачивали премии сотрудникам, приуроченные к Рождеству. В Святки в городе
устраивались народные гуляния. Празднование Нового года, безусловно, тоже
являлось значимым событием. Однако нельзя, говоря о начале ХХ века, противопоставлять
праздники друг другу. Новый год представляется гармоничным продолжением
святочных гуляний, оставляя первенство Рождеству.
1.
См., например: Нечаев, П.И. Практическое руководство для священнослужителей или
систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав : с прил.
Алфавитного указателя // Под ред. А.П. Ростовского. 12-е изд., Санкт-Петербург
: тип. П.П. Сойкина, 1915. 918 с. В частн. С. 166. (То же. 1-е изд. СП б.,
1884).
2.
Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи при Тульском архиерейском доме, ныне
здание находится в ведении Управления ФСБ России по Тульской области.
3.
Богоявленский собор Тульского кремля.
4.
Тульские епархиальные ведомости 1913. №1-2 (1-8 янв.). С. 26.
5. Там же. №3 (15 янв.). №3. С. 70.
6.
Нечаев, П.И. Практическое руководство… С. 167-168.
7.
Тульские епархиальные ведомости. 1912. №3-4 (15-22 янв.). С. 80-81.
8. Там
же.
9.
Тульский вестник. 1906. №35 (24 дек.). С. 2.
10. Там же. С. 3.
11. Тульская речь. 1906. №60. (25
дек.). С. 4.
12. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Лл.
513-515.
13. Тульская молва. 1913. №1846. (28
дек.). С. 2-3.
14. То же. 1914. №2141 (24 дек.). С.
2.
15. ГАТО. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2276. Л.
45.
16. Тульское утро. 1913. №37 (31 дек.).
С. 1-3.
17.
Памятная книжка Тульской губернии на 1914 год. Тула : Тип. губ. правл., 1914 .
Отд. III. С. 15.
18. Тульские губернские ведомости.
1909. №98 (23 дек.). С. 1.
19. ГАТО. Ф. 445. Оп. 1. Д. 612. Л.
2.
20. Тульская молва. 1014. №1849 (1
янв.). С. 2.
21. Там же. 1913. №1845 (25 дек.).
С. 1.
22. То же. №1844 (24 дек.). С. 1.
23. То же. №1845. С. 1.
24.
Кинотеатры.
25.
Тульская молва. 1913. №1846 (26 дек.). С. 1-2.
26. То же. 1914. №1849 (1 янв.). С.
2.
27.
Там же.
28.
Тульская речь. 1907. №66 (3 янв.). С. 2.
29. То же. 1906. №61 (28 дек.). С.
2.
30. Тульская молва. 1913. №1847 (29
дек.). С. 2.
31. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Л.
503об.
32.
Тульская молва. 1913. №1847 (29 дек.). С. 2.
33. ГАТО. Ф. 445. Оп. 8. Д. 117. Л.
507об.
Библиографическая ссылка:
Шиленков А.К. Празднование Рождества и Нового года
в Туле в начале XX в// Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.58-61.
Комментариев нет:
Отправить комментарий